Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Пятница 13-е»

Джейсон Вурхис -- маньяк-республиканец с тесаком, карающий забывших о пуританской морали подростков. Но таким он стал не сразу.

Добавить в закладки

Мама очень любила Джейсона Вурхиса. Мама отправила Джейсона в летний лагерь, чтобы ребеночек хорошо отдохнул. Но Джейсон взял и утонул в местном озере, пока вожатые занимались любовью. За это мама Джейсона сначала убила их, а через несколько лет – и с десяток новых посетителей лагеря.

Первая «Пятница, 13» /Friday the 13th/ (1980), почти целиком пересказанная абзацем выше, могла стать единственным упоминанием Джейсона Вурхиса в мировом кино. Именно "упоминанием" – по первоначальному сценарию Виктора Миллера мальчик на экране так и не должен был появиться, а у режиссера Шона Каннингэма особо не было времени на обработку и переписывание чего-то, потому что на все съемки было отведено меньше месяца. К счастью, в съемочной группе нашелся человек который знал толк в хоррорах: специалист по спецэффектам Том Савини, личность со всех сторон примечательная.

Еще до работы в кино, Савини служил во Вьетнаме военным корреспондентом. Потому хорошо представлял как выглядят изуродованные тела, и как это можно снять на камеру. После дембеля Савини вернулся на родину, где нашел работу в кино по специальности о которой всегда мечтал – гример. Не тот что наносит пудру голливудским дивам, а тот что добавляет шрамы и следы разложения зомби. На почве чего и прославился, поработав над «Рассветом мертвецов» /Dawn Of The Dead/ (1978) и «Днем мертвецов» /Day Of The Dead/ (1985), двумя фильмами из цикла "Пятница, 13", сиквелом "Техасской резни бензопилой", а заодно над "Любовниками Марии" /Maria's Lovers/ (1984) Андрея Кончаловского. Хотя может Кончаловский и планировал сделать из фильма образцовый сплэттер. Помимо грима, Савини и сам любит играть в кино – это он байкер Секс-Машина в «От заката до рассвета» /From Dusk Till Dawn/ (1996). И на съемках "Пятницы, 13" Савини настоял на появлении Джейсона в последней сцене фильма, придумал его устрашающий внешний вид и разве что не держал режиссера под руку – в итоге подарив Голливуду одного из самых узнаваемых кино-маньяков.

В отличие от других знаменитых убийц – Фредди Крюгера, Майкла Майерса (тот что из «Хэллоуина» /Halloween/ (1978), а не «Остина Пауэрса» /Austin Powers/ (1997)) или Кожанной Морды из "Техасской резни бензопилой" – Джейсон довольно долго обретал фирменный стиль. В первой части он появился на пять минут, во второй хоть и стал главным героем, но тоже не мог ничем особо удивить кроме редкостно неприятной рожи, и только в третьей "Пятнице" надел знаменитую вратарскую хоккейную маску.

Джейсона вообще гораздо сложнее анализировать чем его экранных конкурентов по слэшерам. С ними все примерно понятно: Крюгер это страх сна как частного случая смерти и ночных кошмаров, Майерс это подавленная подростковая сексуальность и домашнее насилие, а Кожанная Морда – американское непонимание и даже ужас перед глубинкой. Если и пытаться искать какую-то мотивацию у Джейсона, то делать это стоит в ранних фильмах франшизы – где-то со второго по пятый. После этого франшиза стала стремительно стремится к ахинее с оживлением трупов с помощью линий высоковольтных передач, переселением души посредством съедания серца и т. д. Под конец воспаленный мозг сценаристов «Джейсона Икс» /Jason X/ (2001) и вовсе отправил его в будущее. Но сначала все было не так.

Во вменяемой части цикла, маньяк оказывается жертвой распутного поведения воспитателей в детском лагере, которые допустили его "гибель". Потому Джейсон мстит всем, кто ведет себя так же как и его обидчики – а следовательно предается разврату и прочему непотребству. И не случайно самые удачные фильмы франшизы вышли в 1980-х, когда в США был очередной всплеск республиканских настроений, а вместе с ним консеравтивности в семейных отношениях и прочих ужасах почище сплэттеров.

И пока родители выбирали Рейгана и Буша-старшего, их подростающие дети ходили в кино. И отправляясь на "Пятницу, 13" видели подсознатлельный ужас своих консервативных родителей перед подростковым сексом. Воплощенный в Джейсоне Вурхисе – большом и кровожадном республиканце с тесаком и в хоккейной маске, который придет наказать всех развратников и им сочувствующих.

Текст: Василий Шевченко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?