В прокате идет «Отряд самоубийц: миссия навылет» — хулиганский кинокомикс, в котором кровь льется рекой, а главные герои в перерывах между драками и перестрелками соревнуются в пошлых шутках. Столь освежающего взгляда на супергеройское кино в мейнстриме не было, пожалуй, со времен фильма «Пипец», и неудивительно, что автором нового «Отряда самоубийц» стал Джеймс Ганн — человек, начинавший свою карьеру в Troma Entertainment. Эта небольшая компания, основанная в 1970-х Ллойдом Кауфманом и Майклом Херцем, со временем стала одним из ключевых игроков в трэш-кинематографе, заодно дав путевку в жизнь многим талантам, от Джей Джей Абрамса до Кевина Костнера. Ко всему прочему, в этом году исполнилось 25 лет тромовской хоррор-комедии «Тромео и Джульетта», для которой Ганн в 1996-м написал свой первый сценарий. Так что если вам понравилось веселое безумие «Отряда самоубийц», то стоит обратить внимание на обширное наследие «Тромы» — студии, когда-то придумавшей первого супергероя из Нью- Джерси.
Один из первых хоррор-хитов «Тромы», культовый ныне слэшер, в котором действует парочка обезображенных братьев-маньяков. Убийцы, живущие где-то в лесах Нью-Джерси, охотятся на заблудившихся туристок, насилуют и затем расчленяют их — разумеется, под присмотром любимой мамы.
На первый взгляд фильм кажется еще одним малобюджетным хоррором, выпущенным на волне популярности «Хэллоуина» и «Пятницы 13-е», эксплуатирующим все те же клише. Так что критики закономерно разнесли его в пух и прах, назвав «просто больным», а знаменитый Роджер Эберт так и вовсе поставил ему ноль. На самом же деле «День матери» не столько слэшер в чистом виде, сколько веселая (и злобная) сатира на поп-культуру и в особенности на увлечение американцев телевидением. Разумеется, смехотворно малобюджетная и скверно сыгранная, но под завязку набитая смачными убийствами и голыми телами. Со временем фильм не только был переоценен киноведами, но также получил ремейк, снятый Дарреном Линном Боусманом («Пила 3», «Генетическая опера»), — правда, снятый как триллер о «вторжении в дом», и уже без черного юмора «Тромы», зато с приличным бюджетом и неплохим сценарием.
Самый знаменитый фильм «Тромы», в свое время спасший компанию от финансового краха. Действие происходит в Тромавилле, «токсичной столице мира», где живет робкий уборщик Мелвин, излюбленный объект травли со стороны местных задир. Но его безрадостная жизнь круто меняется, когда Мелвин в результате нелепой случайности падает в бак с токсичными отходами. Превратившись в зеленокожего мускулистого мутанта, Мелвин берет себе новое имя — теперь он Токсичный Мститель, защитник Тромавилля и гроза преступного мира. Вскоре ему предстоит сразиться не только с уличными бандитами, но и с целым криминальным синдикатом, во главе которого стоит коррумпированный мэр Тромавилля, крайне недовольный появлением токсичного супергероя.
«Токсичный Мститель» — это не только самый популярный фильм «Тромы», но еще и квинтэссенция тромовского стиля, в котором переплетаются хоррор, супергеройское кино и черная комедия плюс старое доброе ультранасилие. Фильм не только немедленно приобрел культовый статус и стал началом франшизы, в рамках которой вышло еще три сиквела, мультсериал «Токсичные крестоносцы», видеоигра и даже мюзикл! Кроме того, на ближайшие годы запланирован ремейк самого первого фильма, так что можно рассчитывать на полноценный камбэк мутанта со шваброй.
На этот раз действие фильма разворачивается в школе Тромавилля, расположенной неподалеку от атомной станции. После того как местные тинейджеры Крисси и ее бойфренд Уоррен выкуривают радиоактивные косяки, у парочки начинаются серьезные проблемы. Крисси после секса с Уорреном рожает бесформенного склизкого монстра, которого тайком спускает в унитаз, а сам Уоррен начинает испытывать приступы неконтролируемой ярости. Во время одного из таких приступов Уоррен убивает нескольких членов школьной банды, после чего ее главарь открывает охоту на Крисси.
Если «Токсичный Мститель» — это супергеройский фильм в формате пародийной хоррор-комедии, то «Атомная школа» — трэш-оммаж молодежным фильмам 1950-х о школьной жизни. Это также второй важный фильм во «вселенной Тромы», закрепивший за Тромавиллем статус ключевой локации. «Атомная школа», хоть и не стала столь же известной, как «Токсичный Мститель», тоже обзавелась вереницей сиквелов, причем последние два вышли уже в 2010-х.
Двое очень непохожих друзей, Такер и Нэш, отправляются в Лос-Анджелес — каждый со своими целями. У Такера позади тяжелое детство, у Нэша — работа на Уолл-стрит. Первый хочет разыскать своего отца, второй — заядлый геймер, днями напролет просиживающий штаны в аркадах. По дороге странной парочке предстоит выдержать не одно тяжелое испытание и, конечно, узнать цену настоящей дружбы.
Этот фильм — не самая типичная для «Тромы» работа, напоминающая молодежные секс-комедии 1970-х, но на самом деле несколько более глубокая по своему содержанию. Хотя без туалетного юмора и полуобнаженных красоток и здесь не обошлось, Hollywood Zap! на деле оказывается историей взросления и неизбежных разочарований, которые сопутствуют этому процессу.
Две престарелых сестры приглашают родственников на семейный ужин в честь своего дня рождения. Как вскоре выяснится, многочисленная родня, прибывшая на праздник, ждет не дождется, когда бабушки наконец покинут этот мир, чтобы наложить загребущие лапы на их наследство. Но алчных родичей ждет неожиданный поворот: получив проклятый подарок от обделенного приглашением кузена, бабушки превратятся в одержимых злыми духами плотоядных монстров.
Этот европейский фильм, выкупленный «Тромой» для дистрибуции, выглядит как трэш-ремейк вторых «Зловещих мертвецов» на стероидах. Концепт тот же: несколько человек оказываются изолированы в доме с демонически одержимыми убийцами. От банальной поделки по мотивам классики его отличают, во-первых, европейский колорит (фильм снимали в настоящем фландрском замке), а во-вторых, сверхэксплуатация боди-хоррора и насилия, по сравнению с которыми фильмы Сэма Рэйми выглядят изысканной черной комедией.
Банда байкерш «Мотошлюхи» останавливается для заправки в крошечном городке с населением в 128 человек, главная достопримечательность которого — заброшенная шахта. Местный безумный ученый воскрешает мертвецов и заставляет их работать под землей, но в результате неуемного любопытства одного маленького мальчика зомби выбираются из шахты и устраивают охоту на жителей города. На помощь приходят мотошлюхи, и вскоре на улицах начинается охота уже за живыми мертвецами.
Как и многие фильмы «Тромы», этот проект отсылает к фильмам категории Б из 1950- х и 1960-х, в данном случае сразу к двум их подвидам. Это зомби-хоррор с участием женщин-байкеров, в котором градус пародийности поднят до максимума. Здесь слепые сиротки расстреливают зомби из «Узи», главному злодею помогает затравленный карлик, а похотливые байкерши оказываются экспертами по уничтожению зомби (и мастерицами рукопашного боя, само собой). Ко всему прочему, можно посмотреть на молодого Билли Боба Торнтона в небольшой роли.
После ядерной катастрофы на Землю вернулись динозавры, а люди деградировали до уровня развития каменного века. В этом диком новом мире дикарке-нимфоманке по имени Леа приходится искать своего пропавшего бойфренда, сражаясь не только с гигантскими ящерами, но также и с разнообразными порожденными радиацией мутантами и одичавшими племенами пещерных людей.
Если большинство фильмов «Тромы» — это сознательные пародии на малобюджетки прошлых эпох, то в случае с этим фильмом ситуация несколько иная: здесь перед нами попытка снять «серьезное» кино в духе псевдоисторических картин 1960-х вроде «Миллиона лет до нашей эры». Отсутствие пародийности — существенный недостаток этого микробюджетного проекта, но это тот самый случай, когда происходящее на экране настолько плохо (даже по тромовским меркам), что можно получить от просмотра ни с чем не сравнимое — пусть и весьма специфическое — удовольствие.
После того как палеонтолог Чендлер находит яйцо птеродактиля, эксцентричный оккультист по имени Сальвадор Дали (полный тезка) накладывает проклятье на жену ученого, Пикси. С этого момента она начинает медленно, но неотвратимо превращаться в птеродактиля, по ночам летающего над Беверли-Хиллз.
Хотя фильм и снят известным трэшмейкером Филиппом Морой («Вой 2: Твоя сестра — оборотень»), здесь он старается выдерживать сатирический тон. Главный объект насмешек — стиль жизни «богатых белых людей из пригорода», которые за идеальными домами и блестящими улыбками скрывают крах семейной жизни. Правда, сатира не всегда оказывается удачной, но фильм настолько нелеп даже в своих провалах, что его в любом случае хочется досмотреть до конца.
Тромео Кью и Джульетта Капулет, выходцы из двух враждующих на Манхэттене мафиозных семей, влюбляются друг в друга, что запускает цепь событий, знакомых каждому, кто читал трагедию Шекспира, — но без сюрпризов в фильме «Тромы» не обойдется.
Если «Токсичный Мститель» — главный хит «Тромы» в 1980-х, то «Тромео и Дужльетта» — вершина тромовского стиля 1990-х. Хотя его можно воспринимать как пародию на вышедший в том же 1996-м знаменитый фильм База Лурмана, фильм Ллойда Кауфмана являет собой значительно более многослойное зрелище. Это хитроумное постмодернистское полотно, в котором классический сюжет не просто помещен в контекст извращенной романтической комедии, но и насыщен черным юмором и сатирой на современное общество. Чего стоит хотя бы финал — крайне далекий от шекспировского, но в то же время вполне органичный для романтического трэш-хоррора. Примечательно, что фильм удостоился показа на Каннском фестивале, да и критика, обычно громящая «Трому», в целом отнеслась к нему с благожелательным интересом.