Тяжелое, но отлично поставленное и сыгранное кино о невыносимости боли, унижения и разрушения веры, которые приходится держать внутри себя всю жизнь жертвам насилия
Малкольм – закрытый, неразговорчивый разнорабочий из бригады строителей, занимающихся разбором зданий, идущих под снос. Время от времени он, конечно, заглядывает в местный паб с друзьями, но ни с кем не бывает откровенен, даже со своей девушкой Эммой. Причина этой закрытости лежит в детской травме Малки, в 12 лет он подвергся сексуальному насилию со стороны местного священника, и все последующие годы безвольная жертва подавляла в себе стыд произошедшего и ярость, требующую мести. Казалось бы, за 25 лет мужчина научился жить со своей болью, но назначение его бригады на снос той самой церкви, где произошло преступление, и возвращение в город священника-педофила снова поднимают со дна создания Малки самые темные и жестокие к себе и окружающим эмоции…
В последние годы тема сексуального насилия со стороны священнослужителей по всему миру приобрела столь зловещие масштабы, что даже в кино епископы-извращенцы стали общим местом – их делают целями расследования, объектами мести и общественного порицания. Иногда в этом тонком вопросе даже удается избежать пошлости и создать действительно мощное кино, как это было в случае журналистской драмы «В центре внимания» Тома МакКарти, но чаще авторам просто не хватает таланта рассказать о чем-то большем, чем незамысловатая драма. В этом отношении «Отступник» братьев Шаммасян довольно радикально отличается от лент о педофилах в рясах и их жертвах, потому что фильм показывает трагедию с необычного угла – через призму отношений сломленной некогда личности с близкими, через принятие себя и Бога, через непростой путь к прощению.
В какой-то мере сюжет «Отступника» довольно быстро становится не важен – зритель понимает, что случилось с главным героем много лет назад, еще до того, как Малки выступит с трагическим монологом. Да и финал очевиден едва не с первых минут: жертве придется сойтись в серьезном разговоре со своим насильником, во что бы это ни вылилось. Зато невероятный объем получают характеры и многочисленные детали, проливающие свет на темноту, заполняющую сознание Малкольма. Сам герой не слишком болтлив, кувалда в его руках говорит чаще, чем сам мужчина, но со слов матери, девушки и лучшего друга зрителю раскрывается нетривиальный глубокий персонаж.
Ведущий образ – удачное мультиплицирование усилий сценариста, режиссеров и актера. Джофф Томпсон, сам переживший насилие в юные годы, прекрасно знает, о чем пишет. Нет, его трагедия была иной, и даже не той, что описывает в «Отступнике» персонаж Чарли Крид-Майлза, но ее последствия отражаются на сценаристе до сих пор, а боль так и не стихла. Британцы армянского происхождения Людвиг и Пол Шаммасяны умело выстроили конструкцию картины так, чтобы зритель, однажды увидев Малки, разрушающего алтарь, уже не мог оторваться от экрана. А Орландо Блум приятно удивил глубиной чувств и драматическим талантом – у его персонажа в фильме много длинных планов с эмоциональным текстом, но ни в одной из сцен актер не дает и толики слабины. Этими утроенными усилиями на экране создается один из самых ярких героев последних лет.
Впрочем, и герои второго плана уступают Малки только экранным временем. Энн Рейд играет равнодушную мать героя, заставившую сына проглотить унижение из уважения к Церкви. Удивительно, но сын продолжает любить ее больше всех на свете. Джанет Монтгомери исполнила роль подруги Эммы, терпеливо сносящей вспышки грубости и гнева Малки и задающейся одним и тем же вопросом: «Это из-за меня?». Хороши в необычных образах и Алекс Фернс с уже упомянутым Чарли Крид-Майлзом – лента определено удалась актерски и режиссерски.
Единственное, к чему хочется придраться, это финал. Можно понять, почему развязку захотел увидеть именно такой Джофф Томпсон, почему создатели хотели так или иначе вывернуть к прощению и покаянию, но получилось несколько топорно и прямолинейно. Оригинальное название картины Romans отсылает зрителя к библейской строке о мести и каре божьей, но в данном случае более уместной была бы пословица о надежде на Бога и самостоятельных решениях. Потому как Бог, как мы видим, на многое закрывает глаза.
С 21 декабря в кино.