Задорная и увлекательная политико-криминальная сатира об американском наркокурьере под «крышей» ЦРУ
В конце 1970-х бравый гражданский пилот Барри Сил (Том Круз) возит контрабанду из США в Канаду. Когда об этом узнает агент ЦРУ Шейфер (Донал Глисон), он шантажом заставляет Барри работать на управление. Вместо того чтобы возить пассажиров, Барри начинает летать над Латинской Америкой и фотографировать лагеря повстанцев. Вскоре он становится еще и курьером ЦРУ, и на него обращают внимание колумбийские наркобароны во главе с Пабло Эскобаром, которым нужно, чтобы кто-то с официальной «крышей» возил в США кокаин. Барри не может отказаться от очень выгодного предложения, и он зарабатывает столько, что не знает, куда девать деньги.
Тем, кто любит колбасу, не стоит смотреть, как она делается. Тем же, кто любит американскую демократию, не стоит смотреть сатирические картины вроде «Плутовства», которые рассказывают, как в США все на самом деле устроено. Новая лента постановщика «Идентификации Борна» Дага Лаймана тоже ернически срывает покровы, причем на основе подлинных событий. Большинство персонажей ленты, включая Барри Сила, – реальные люди, и хотя «Сделано в Америке» многое гротескно преувеличивает и упрощает, в основе своей это правдоподобный портрет американских закулисных политических нравов в эпоху президента Рейгана.
Барри в фильме начинает с фотографирования повстанцев, а затем переходит к переправке в Никарагуа оружия (что характерно, советского), которое должно было использоваться для борьбы с социалистическим режимом. Так герой становится участником запутанного международного скандала, получившего известность под названием «Иран-Контрас» и ставшего жирным пятном на репутации Рейгана.
Мы не будем подробно расписывать эту историю для тех, кто о ней не слышал. «Сделано в Америке» пересказывает ее так задорно и сочно, что куда веселее знакомиться с «Иран-Контрас» по фильму, чем по сухим строчкам в статьях и энциклопедиях. Скажем лишь, что картина связывает воедино ЦРУ, наркобаронов, псевдоповстанцев, команду президента, чиновников среднего звена, латиноамериканских диктаторов… И даже Билла Клинтона, который в то время был губернатором Арканзаса. Это не «наезд» на какую-то конкретную группу или политическую партию, а раздача тумаков всем, кто хотя бы косвенно был связан со «строительством демократии» в Латинской Америке и с распространением кокаиновой эпидемии в США.
В фильме много действующих лиц, однако запутаться в них невозможно. Харизматичные актеры и мастерски написанный сценарий сделали почти всех существенных персонажей колоритными, запоминающимся фигурами. Конечно, Том Круз со своей суперзвездной улыбкой в фильме солирует, и картина вряд ли была бы возможна без артиста его калибра, поскольку Барри отнюдь не положительный герой, и за него непросто переживать. Но Круз не стягивает все одеяло на себя, и некоторые моменты ленты принадлежат другим исполнителям.
Кстати, о Барри Силе. При всем его обаянии и драйве это персонаж, который наглядно показывает, как далеко заводит Американская Мечта. Барри жаждет увлекательной и высокооплачиваемой жизни, он старается обеспечить роскошный быт жене и дочерям… И он возит туда-сюда оружие и наркотики, нарушая законы нескольких стран и выходя сухим из воды благодаря «лапе» управления. Его лицо сияет, но его руки по локоть в крови, хотя Барри ни в кого не стреляет и даже оружие с собой обычно не берет. Он хочет быть бизнесменом, а становится пособником патентованных подонков. Зато наличности у него столько, что в городке, где он базируется, на главной улице сплошь банки – и все они обслуживают одного клиента. Надо же ему где-то хранить сумки, чемоданы, коробки с деньгами, которые у него дома давно не помещаются!
Это не триллер в обычном понимании жанра, но «Сделано в Америке» достаточно динамичен и драматичен, чтобы фильм смотрелся как триллер. Причем фильм не менее увлекателен в разговорных сценах, чем в экшен-фрагментах, поскольку Барри имеет дело с людьми, от которых можно ждать чего угодно. Даже когда они смеются и дружески хлопают по плечу.
В общем, если вы хотите хорошо провести время, наблюдая за тем, как крутится колбаса американских спецслужб, то не пропустите картину Лаймана. И не думайте, что с 1980-х многое изменилось. Свежие скандалы, связанные с Ираком, Сирией и Афганистаном, наглядно показывают, что «Сделано в Америке» – кино исключительно актуальное. Собственно, поэтому Лайман его и снял.
С 12 октября в кино.