Удивительно неинтересный исторический криминальный сериал о женщине, которая прославилась убийством отца и мачехи
В 1893 году Лиззи Борден (Кристина Риччи), жительница города Фолл-Ривер в штате Массачусетс, была оправдана судом по обвинению в убийстве ее отца и мачехи. Одной из причин такого решения было то, что присяжные сочли женщину не способной хладнокровно зарубить топором двух человек, своих ближайших родственников. Однако Лиззи все же была виновна в этом преступлении. И когда после вступления в наследство мисс Борден и ее старшая сестра Эмма (Клеа ДюВолл) обнаруживают, что на состояние их отца претендуют кредиторы, Лиззи вновь берется за оружие… Тем временем в город прибывает сыщик из агентства Пинкертона Чарли Сиринго (Коул Хаузер), которому поручено во что бы то ни стало доказать вину женщины.
Процесс Лиззи Борден – одна из самых известных американских юридических историй. Была ли женщина убийцей или же она не совершила ничего плохого? А если преступление было делом ее рук, что заставило ее взяться за топор? Споры об этом не утихают уже более ста лет, и имя Лиззи регулярно всплывает то в музыке, то в кино, то в литературе, то на телевидении. Слишком уж сильный это визуальный образ: 30-летняя женщина кромсает свою семью топором, чтобы получить существенное наследство (несколько миллионов долларов в пересчете на инфляцию).
В январе прошлого года «женский» кабельный канал Lifetime выпустил полнометражный телефильм «Лиззи Борден взяла топор», в финале которого однозначно утверждалось, что героиня Кристины Риччи совершила вменявшиеся ей преступления и что она была социопатом, прятавшим свою безжалостную душу под обходительными светскими манерами. Картина не заслужила критических похвал, но удостоилась впечатляющих рейтингов, и Lifetime объявил, что продолжит историю Лиззи и Эммы в теперь уже почти полностью вымышленном мини-сериале.
Сказано – сделано. «Хроники Лиззи Борден» появились в эфире, но после первой серии смотреть их дальше не хочется. Единственное достоинство шоу – убедительность Кристины Риччи в роли серийной убийцы, которую не воспринимают как серьезную угрозу даже те, кто верит в ее виновность. Кто испугается хрупкой красавицы с большими глазами и ростом полтора метра? Но когда Лиззи убивает, она преображается, и безумная ярость в ее глазах убеждает, что размер не всегда имеет значение.
В остальном сериалу похвастаться нечем. Шоу, где главный герой – эгоистичный преступник, нужно в два раза сильнее удерживать зрителей, чем сериалу о персонажах, которых хочется пригласить на обед. Однако сюжет «Хроник» совершенно не захватывает и не интригует (это вам не «Декстер» и не «Во все тяжкие»), его неприятных и неинтересных второстепенных персонажей хочется забыть еще до завершения первой серии, а все попытки костюмеров и декораторов воссоздать Америку конца XIX века разбиваются о нарочито современный саундтрек, чуть ли не врубающий Рианну и Бейонсе. Вроде бы идея тут в том, что это ироничное «трэшевое» шоу для тех, кто хочет посмотреть, как Риччи машет топориком и прочими подручными орудиями. Но «трэшу» нужно намного больше крови и хоть какая-нибудь плоть, а ироническому сериалу нужно чувство юмора, каковое у «Хроник» практически отсутствует.
Однако самый раздражающий аспект «Хроник» – тот, который некоторые западные критики описывают как достоинство. Сериал явно видит в Лиззи своего рода феминистскую антигероиню, которая в эпоху, когда женщинам полагалось быть невидимыми и неслышимыми, прокладывает себе путь сквозь мужские трупы и даже не мечтает о замужестве. Но уж лучше патриархальный гнет, чем настолько неприкрытый мужененавистнический цинизм!