Легкая, с примесью комедии мелодрама про пару, проведшую несколько счастливых дней в Лос-Анджелесе, от режиссера, который продолжает удивлять. Во всех смыслах
Любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь… Он и Она встретились на пустынном калифорнийском пляже, в городе, где смешались расы и национальности, где все пропитано киношным духом, а музыка льется из самого сердца. Им не нужно знать имен друг друга, достаточно того, что они говорят на одном языке, понимают шутки друг друга, не боятся поделиться тревогами и страхами, а то и ввязаться в отчаянные авантюры. Им не обязательно следовать правилам, несколько дней они просто предоставлены сами себе, своим чувствам, эмоциям, ощущению свежести и влюбленности. Он и Она отдаются бурному потоку любви, но осознают, что подобная вспышка неизменно пойдет на спад, и случайная встреча непременно придет к той точке, где нужно будет открыть свои самые сокровенные тайны. Три дня влюбленные провели вместе, но ждет ли их долгая и счастливая жизнь?..
Кино нужно снимать так, чтобы от одного только упоминания о твоем новом проекте у критиков сжимались челюсти, у хейтеров наливались кровью глаза, а у зрителей появлялся непреодолимый зуд выяснить, что же ты там наснимал на этот раз. Режиссеров с подобными характеристиками в мире можно пересчитать по пальцам, и один из этих пальцев можно со всей уверенностью закрепить за Сариком Андреасяном, постановщиком, сценаристом и продюсером с самой спорной фильмографией в России. Когда бурное обсуждение на просторах Интернета вызывает едва ли не каждый твой фейсбучный пост, анонс проекта или макет постера – это успех, которым многим даже не снится, пусть и оттенок этой «славы» совсем не обязательно радует самого «виновника торжеств».
Впрочем, Сарик (именование исключительно по имени и со стороны почитателей, и из стана недоброжелателей – тоже своего рода достижение) не особенно комплексует из-за того потока критики и даже откровенных оскорблений, что льется на него вот уже семь лет, коммерчески его фильмы часто оказываются успешны, а безграничная, хоть и весьма своеобразная любовь к кино не дает остановиться и постоянно толкает на эксперименты. «Любовь в городе ангелов» – это очередной эксперимент Андреасяна, но не жанровый, не нацеленный на высокие бюджеты или эксплуатацию драматических страниц нашей истории. Это фильм-размышление, это лента-эмоция, это картина-высказывание, это настоящий артхаусный эксперимент, который больше подошел бы режиссерам совсем другого края творческого спектра. И сопровождавший выход картины трюк с «подменой» имени режиссера вполне вписывается в концепцию проекта.
Да, режиссером и автором сценария «Любви в городе ангелов» является Сарик Андреасян, а не указанные в промоматериалах подложные люди, но сделано это вовсе не из страха, а с простой целью «отключить» зрителя от любых посторонних «шумов». У нас действительно любят ругать кино не глядя и объявлять бойкоты, слабо ориентируясь в материале. Авторы «Любви» постарались этого избежать, но попали в определенную западню: с одной стороны, кино вышло без лишнего шума, но с другой – для многих оно осталось «темной лошадкой», от которой непонятно чего ждать.
В какой-то мере создатели фильма и сами не определились, что хотят показать и рассказать. «Любовь в городе ангелов» позиционируется как комедия, но юмор – далеко не самая сильная сторона ленты. И вовсе не потому, что шутки неудачны, а сюжетные ходы с кражами в магазинах или готовкой в ресторанах уже набили оскомину, скорее посмеяться мешает постоянно присутствующая где-то на периферии драматичная нотка – что-то с героями не так, все как-то слишком хорошо, чтобы быть «правдой». Лента между тем почти не имеет сюжета – пара встречается, проводит вместе несколько дней, а потом разбегается, чтобы окончательно определиться со своими чувствами. Удивительно, но концовка картины совсем не так предсказуема, как может показаться из синопсиса и первого часа просмотра, и это действительно драма, предчувствия вас не обманули.
Но что еще удивительнее, сюжет и даже драматическая составляющая в этой картине – не главное, потому что в первую очередь это своеобразный монолог Сарика Андреасяна, трансляция его чувств, объяснение его отношения к миру, проговаривание им каких-то личных страхов, страстей, формулирование понимания кино. Режиссер после памятных событий редко дает интервью, и «Любовь» – тот случай, когда через диалоги персонажей зритель слышит именно автора. Путешествие к Скорсезе и любимое место из «Форреста Гампа», отличия в психологии женщин и мужчин и воспоминания о ковре, мысли о духе Лос-Анджелеса и боязнь одиночества – это все он, так или иначе.
К сожалению, картину «Любовь в городе ангелов» нельзя назвать серьезным достижением искусства – к фильму можно предъявить массу претензий, начиная он скомканного минималистичного сценария и заканчивая дребезжащей камерой, часто теряющей фокус, можно ругать за театральность диалогов и некоторую шаблонность ведущих персонажей. Но в вопросе понимания Сарика Андреасяна как человека и режиссера лента дает колоссальную пищу для размышления. Другое дело, что к пониманию сегодня никто не стремится, и никакой Город Ангелов этому помочь уже не может.
С 28 сентября в кино.