Полная потуг на юмор, но абсолютно несмешная фарсовая малобюджетная комедия о кретинках-неудачницах
Полная потуг на юмор, но абсолютно несмешная фарсовая малобюджетная комедия о кретинках-неудачницах
Клои (Кейси Уилсон) и Кейт (Джун Дайан Рафаэл) подружились, когда позорно провалились в детском конкурсе красоты. С тех пор прошло немало лет, но обе женщины так ничего в жизни и не добились. Что не мешает им с упоением уверять друг друга, что они гениальные и замечательные и что успех ждет их за каждым поворотом. Когда подруги узнают, что в их родном городе проводится юбилейный конкурс для участниц предыдущих состязаний, они решают, что их час наконец-то настал. Так что они грузятся в автомобиль и отправляются на «малую родину», чтобы сразить наповал жюри, в котором заседает их давняя соперница Лорел (Алисия Сильверстоун).
Из всех дискомфортных зрелищ самое дискомфортное – это, пожалуй, несмешное выступление комика. Только представьте: на сцену выходит парень, рассказывает шутки и забавные истории, изображает знаменитостей, кривляется изо всех сил, чуть ли не ходит колесом… А в зале стоит гробовая тишина, потому что никому, кроме самого артиста и его мамы, выступление не нравится. Когда оказываешься в таком месте, хочется сбежать из него как можно дальше и забыть этот номер как страшный сон.
Представили? Ужаснулись? Тогда вы знаете, что почувствуете, если посмотрите «Оторв». Вдохновленная комедиями вроде «Роми и Мишель на встрече выпускников» и «Девичник в Вегасе», эта артхаусная лента чудовищно, патологически несмешна. Хотя давние эстрадные и иногда экранные партнерши Уилсон (сериал «Счастливый конец») и Рафаэл (сериал NTSF:SD:SUV) стараются на все сто и не гнушаются ни пошлостью, ни туалетным юмором, ни нелепым макияжем, ни даже комическим стриптизом. Если бы успех фильма зависел только от стараний звезд, зрители на сеансах «Оторв» умирали бы со смеху. А так они выходят из зала расстроенными или разъяренными, потому что вместо фарсовой комедии им всучили групповое самоунижение.
Почему «Оторвы» не смешны? Прежде всего, потому что они не остроумны. Картина часто выстраивает потенциально забавные ситуации, а затем не реализует их потенциал, потому без «гвоздей» остроумия сцены рассыпаются как карточные домики.
Во-вторых, заставить смеяться над прирожденными лузерами всегда сложнее, чем над теми, кому обычно всегда везет. Есть же английская мудрость о том, что падение человека, который поскользнулся на банановой кожуре, тем смешнее, чем выше ранг пострадавшего. Упавший король вызывает гомерический хохот, а упавший нищий – сочувствие и жалость. А так как Клои и Кейт – неудачницы с детства, то их злоключения по определению не столь смешны, как были бы смешны злоключения привыкшей к триумфам Лорел. Конечно, фильмы о неудачниках и неудачницах могут быть уморительны, но они требуют двойных усилий в сравнении с лентами, где герой впервые попадает впросак.
Значит ли это, что «Оторвы», подобно «Девичнику в Вегасе», – не столько комедия, сколько замаскированная под смешное кино трагедия? Нет, для этого они слишком поверхностны. «Девичник» изображал правдоподобную героиню, чья жизнь разваливалась на глазах, и в этом состоял трагизм повествования, не замеченный многими зрителями. В «Оторвах» же действуют исключительно карикатуры – что на первом, что на втором плане – и жизнь героинь не разваливается, так как уже давно развалилась. Поэтому с драматизмом у картины туго, и с последовательно развивающимся сюжетом тоже. То есть сюжет-то у фильма есть, но вот о его развитии говорить не приходится.
Единственный бесспорный плюс картины – это изображение той безграничной и бескорыстной женской дружбы, которую иногда считают несуществующей. В Америке некоторые рецензенты даже написали, что одно это само по себе превращает «Оторв» в заслуживающее внимания зрелище. Но это, разумеется, абсурд – где-где, а в комедиях женская дружба встречается регулярно (хотя и заметно реже, чем мужская дружба), и рекомендовать из-за нее в остальном бездарный фильм могут лишь безответственные обозреватели. К тому же дружба Клои и Кейт не восхищает, а ужасает, потому что, потакая иллюзиям друг друга, героини лишь глубже себя закапывают. Так что это плюс со знаком «минус» – наглядный пример того, как дружить не стоит.