Скучный мультфильм о суперулитке, которая часами гоняет по кругу и учится говорить как реальный пацан
Калифорнийская садовая улитка Тео обожает скорость и автогонки «Инди-500». Он каждый день тренируется, чтобы стать самой быстрой улиткой в саду, однако его скорости не хватает даже на то, чтобы спастись от газонокосилки. Чудом избежав смерти, Тео отправляется бродить по Лос-Анджелесу и случайно падает в ускоритель стритрейсера. Под воздействием «нитро» Тео мутирует и начинает носиться со скоростью гоночных болидов. Вскоре он обзаводится поклонниками, людьми и улитками, и они помогают ему добраться до Индианаполиса и задать жару на легендарной трассе.
Супермен не поднимает штангу. Тор не метает молот. Халк не боксирует на ринге. Почему супергерои не бьют олимпийские рекорды? Во-первых, это было бы неспортивно. Серьезный спорт – соревнование сравнимых по уровню соперников. «Суперам» на состязании обычных людей делать нечего. Во-вторых, у супергероев есть куда более увлекательные и опасные дела, чем борьба за медали. Зрители умерли бы со скуки, если бы Disney сняла двухчасовой эпик «Тор на Олимпиаде».
Дебютант Дэвид Сорен, однако, этого не понимает. Поэтому он придумал и поставил на студии DreamWorks Animation мультфильм о суперулитке, которая из всех возможных суперзанятий выбирает самое скучное и эгоистичное – пытается выиграть автогонки. С тем же успехом Супермен мог бы провести фильм на соревнованиях по высшему пилотажу. И такие состязания смотрелись бы интереснее, чем нарезание 200 кругов по прямоугольному стадиону («Формула-1» в сравнении с «Инди-500» – праздник разнообразия). Конечно, Тео не просто ездит по кругу. Улиточные суперспособности позволяют ему выезжать на вертикальные бортики и, избегая столкновений с соперниками, пролетать сквозь отверстия в болидах. Но гонки есть гонки. Если бы Тео воевал с инопланетянами или еще как-нибудь героически суперменствовал, его приключения были бы куда более драматичными и захватывающими. Как сказал бы Атос из «Трех мушкетеров», гоночный триумф – это слишком много для обычной улитки и слишком мало для суперулитки. И если вы не любите каждую секунду первых трех «Форсажей», финал «Турбо» занудит вас не хуже тягомотного артхауса.
К сожалению, фильм Сорена роднит с «Форсажем» не только жажда скорости. До переезда в Индианаполис действие «Турбо» в основном развивается в том же районе Лос-Анджелеса, что и действие первого «Форсажа». Поэтому, когда Тео заводит новых «крутых» друзей-улиток, они оказываются сплошь распальцованными недогангстерами. Понятно, они не грабят банки и не торгуют наркотиками. Но если ваш ребенок не живет в гетто, зачем приучать его к тому, что крутые парни базарят по-пацански? Особенно если картина при этом выставляет «лузером» и паникером добропорядочного старшего брата Тео, который разговаривает как нормальный человек и думает лишь о том, чтобы его родственник не убился, увлекшись бессмысленным и опасным занятием. Конечно, «Турбо» – не нравоучительное кино, а экшен-комедия. И, кстати, не больно-то смешная. Но достойный мультфильм должен учить хорошему, даже если это не его основная художественная задача.
Жаль, что Сорен этого не осознает.