Десяток самых заметных инопланетных паразитов, ползавших по киноэкранам в последние полвека
Никто не любит паразитов так, как любит их Голливуд. Почти каждый год выходят новые фильмы об омерзительных тварях, стремящихся свить гнездо в человеческом организме, и самыми амбициозными в этом ряду, конечно, являются паразиты космические. Звездных конкистадоров, проникающих в человеческие тела со сноровкой опытных взломщиков, не убьешь обычной противоглистной таблеткой – им нужен только мир, и желательно весь. Мы вспомнили десяток самых заметных инопланетных паразитов, ползавших по киноэкранам в последние полвека.
Сюжет «Чужого» сценарист Дэн О’Бэннон своровал по частям из многих классических книг и фильмов: собственно идею о паразитарном эмбрионе, вылупляющемся из яйца в желудке парализованной жертвы и прогрызающем ход наружу, он позаимствовал из повести Альфреда ван Вогта «Раздор в алом» (1939), а дизайн будущего ксеноморфа подсмотрел во Франции на картинах художника Ханса Руди Гигера, с которым познакомился во время работы над так и не осуществленной экранизацией «Дюны» Фрэнка Герберта. На сочинение чего-то более оригинального у автора не было времени: после отмены «Дюны» О’Бэннон, оставшийся без копейки денег, находился на грани бомжевания и жил у своего соавтора на диванчике. Единственное, пожалуй, что не было утащено Дэном у коллег по перу, это идея о том, что в жилах инопланетянина течет токсичная кровь, превращающаяся в кислоту при соприкосновении с воздухом (требовалось как-то объяснить, почему экипаж космического корабля «Ностромо» не может просто расстрелять терроризирующего их захватчика), да и ту ему подсказал художник фильма Рон Кобб. В конечном итоге сборный сюжет явил миру паразита с насекомьими повадками: матка откладывает яйцо, из которого вылупляется паукообразная личинка (т.н. «лицехват»), норовящая прыгнуть жертве на лицо, обвить ее голову лапами и хвостом и запустить в рот эмбриона. В желудке зародыш развивается в самостоятельную особь (т.н. «грудолом»), пробивает головой ребра своего носителя и покидает его тело, чтобы после этого в считаные часы вымахать в трехметровую прямоходящую тварь с выдвижными челюстями и отправиться на охоту за всем, что движется. Человек пришельцу нужен лишь в качестве инкубатора, при этом, как показали следующие ленты франшизы, ДНК жертвы способна влиять на конечный вид ксеноморфа, дизайн которого меняется от скрещивания с разными биологическими видами. Если бы рисовать тварь во всех ее проявлениях поручили не Гигеру (кстати, получившему за это «Оскара»), а в режиссерское кресло сел не Ридли Скотт, весьма вероятно, что вышла бы очередная проходная пустышка, которую сегодня никто не бы вспомнил, – но у парней, как мы знаем, все получилось. А Альфред ван Вогт впоследствии судился с киностудией из-за копирайта и даже получил какие-то отступные. У успеха всегда много отцов.
В большинстве сай-фаев о пришельцах со звезд последние являются на Землю организованной толпой с обязательной целью все вокруг завоевать, человечество поработить, расплодиться пошире и пустить корни поглубже. Злодей из «Скрытого врага» Джека Шолдера такой цели не ставит: он одинокий паразит-сластолюбец, для которого удовлетворение личных потребностей важней, чем преумножение популяции. Имея вид гигантского то ли слизня, то ли креветки, тварь заползает человеку в рот, перехватывает управление телом и предается безудержному гедонизму, атрибутами которого для него на третьей планете от Солнца являются еда, быстрые тачки и рок-музыка. Когда людская оболочка приходит в негодность, паразит меняет ее на другую, стараясь выбрать жертву постатусней: в конечном счете президентское кресло ему нужно не для того, чтобы повелевать миром, а чтобы жить шикарней и жрать вкусней. Впрочем, разве мало на планете политиков, преследующих аналогичные цели? Судя по ежедневным теленовостям, захват Земли гигантскими слизнями уже давно состоялся.
У Роберта Хайнлайна в романе «Кукловоды» действовал достаточно необычный вид паразитов: имея форму камбалы, они присасывались к спине жертвы, а шилообразный хвост втыкали ей в спинномозговой канал вроде штекера. Несанкционированное подключение к нервной системе жертвы влекло за собой перепрограммирование ее мозга, но не фатальное: избавиться от обузы можно было, например, ударив зараженного сильным током. Кроме того, оказалось, что рвущаяся в президенты инопланетная камбала плоховато переносит энцефалит. Экранизация одного из самых популярных фантастических романов 50-х годов несколько упростила сюжет книги, оставив за кадром ряд смачных деталей вроде пристрастия пришельцев к сексуальным оргиям (как оказалось, ничто человеческое им не чуждо), и в целом явно страдала от нехватки финансирования, но сама зараза from outer space в ней была подана достаточно реалистично для того, чтобы после просмотра зрителю навсегда захотелось исключить камбалу из личного рациона.
В принципе, «Факультет» Роберта Родригеса не добавил к жанру ничего нового: инопланетные личинки-паразиты, проникающие в голову через уши, «одержимость» зараженных, действующих заодно, нуждающаяся в уничтожении «королева» пришельцев – все это неоднократно фигурировало в других лентах. Но Родригес, складывая свой пазл из классических цитат, и не пытался «сотрясать устои», ему просто захотелось омолодить многократно обкатанный предшественниками сюжетный концепт. Расчет оправдался: колледж как место битвы за будущее человечества, наркотики в качества теста на «инфицированность» и занятые в центральных ролях будущие звезды (Элайджа Вуд, Джош Хартнетт, Джордана Брюстер etc.) в конечном итоге обеспечили ленте высокую популярность. И хотя это точно не лучший фильм Роберта, вряд ли среди его фанатов найдется человек, который кинет в «Факультет» камнем. Если на то пошло, зомби- и трэш-эксперименты Роберта заслуживают этого в куда большей степени.
Начинается «Ловец снов» достаточно стандартно: после падения летающей тарелки где-то в американской глуши к четвертым друзьям, отдыхающим в лесном домике, является большеголовый пришелец с длинными руками и… Нет, Стивен Кинг не был бы Королем Ужасов, если бы пошел проторенным путем: незваный гость у него оказывается просто переносчиком другой формы жизни, и когда голова гуманоида лопается, как гриб-дождевик, распыляя вокруг инопланетные споры, ничего хорошего это обитателям Земли не несет. Любой, кто вдохнул спору, превращается в инкубатор, а внутри у него начинает вызревать гигантский зубастый червь. Хорошая новость: носитель заразы при этом получает сверхчеловеческие способности. Плохая новость: червь умеет перехватывать контроль над телом носителя и, созрев, выходит наружу с фатальными последствиями для организма. Очень плохая новость: споры умеют самовоспроизводиться без участия человека: в дикой природе они прорастают в виде золотисто-красного мха, стремительно захватывающего огромные территории и тоже крайне заразного. Чтобы победить такую напасть, обычного земного оружия недостаточно, и Кинг с удовольствием разворачивает перед аудиторией свой любимый арсенал, включающий телепатию, индейские амулеты и прочие поражающие воображение вещи. Не все из этого вошло в фильм Лоуренса Кэздана, но черви получились просто загляденье. К слову, сначала писатель планировал назвать свою книгу «Рак», но жена вовремя отговорила.
Джеймс Ганн, ныне известный как постановщик «Стражей Галактики», начинал кинокарьеру на всемирно известной трэш-студии «Трома». Чтобы выбраться из тени Ллойда Кауфмана, он искал возможность снять мейнстримный хоррор, которым и стала картина студии Universal Pictures «Слизняк». Режиссер, будучи фанатом таких культовых лент, как «Капля» и «Ночь пресмыкающихся» (последняя сама по себе являлась трибьютом старым сай-фаям), наполнил свой фильм знакомыми каждому фанату жанра вещами – слизнеобразными паразитами, прилетевшими внутри метеорита, а также утратившими волю и постепенно мутирующими местными жителями, имевшими несчастье заразиться и т.д. Никакой оригинальности, зато много остроумных цитат из классики и приятный набор актеров (Натан Филлион, Майкл Рукер и Элизабет Бэнкс). Прибавьте к этому достаточно приличные для 15-миллионной ленты спецэффекты. Ясно, что, не случись в 2006 году «Слизняка», не было бы и «Стражей Галактики» – в том виде, в каком мы их знаем, так точно.
Создатели «Монстро» решили, что зрителю будет маловато одной гигантской инопланетной твари на экране, и придумали заразить ее паразитами – похожими на блох зубастыми членистоногими величиной с теленка, стремительными и прыгучими, умеющими вдобавок видеть в темноте и бегать по потолку. Землянам не повезло – паразиты восприняли их как добычу, а укус «блохи» оказался токсичен и смертелен: жертва, в организм которой попал яд, начинает кровоточить из всех отверстий, после чего попросту взрывается. Паразиты, которыми титульное существо изрядно насорило в течение фильма, предпочитают охотиться толпой, как шакалы, поэтому, если вас мало, лучше в затяжной бой с ними не вступать, а сделать так, как герои фильма, – бежать куда глаза глядят.
Задуманный как новая экранизация фантастического романа Джека Финнея, фильм Оливера Хершбигайля в итоге обошелся с классическим сюжетом весьма вольно: если в киноверсиях «Вторжения похитителей тел» 1956 и 1978 годов пришельцы подменяли людей клонами, выращенными в специальных стручках, то теперь было решено придать угрозе форму вируса, захватывающего контроль над человеческим сознанием во время сна. Это, во-первых, заставило авторов убрать из названия упоминание о «похитителях тел», а во-вторых, позволило нам включить эту ленту в данный обзор, ведь, если верить научной классификации, любой вирус имеет паразитарную сущность. Но то ли не всякая классика успешно инсталлируется в современность, то ли немец не справился с управлением, а только спасти ленту от провала не помогли ни Дэниел Крэйг с Николь Кидман в титрах, ни добавочные экшен-сцены, которые снял рекрутированный студией Warner bros. Джеймс МакТиг по «улучшенному» братьями Вачовски сценарию, ни многократный перенос премьерной даты: фильм с треском провалился в прокате. А ведь хотели пришельцы, в общем-то, хорошего: построить мир без войн, убийств и прочих преступлений. Впрочем, Гитлером и Лениным тоже, говорят, двигали благие порывы, а вышло вон что.
Начав как художник-постановщик на съемках культовой «Ведьмы из Блэр», Бен Рок по дороге, вымощенной короткометражками, в итоге дошел до собственного режиссерского «полного метра» – правда, финансирование осталось на уровне «Ведьмы» (один из режиссеров которой, Дэниел Мирик, здесь выступает продюсером), то есть практически нулевым, так что фильм был выпущен сразу на хоум-видео, минуя кинотеатры. Сюжет диктуется бюджетом, вернее, его отсутствием: за пять минут до закрытия в денверский супермаркет врываются шестеро вооруженных мужчин в масках и берут в заложники работников и покупателей, между делом организовав пару трупов. Это не ограбление и не теракт: по словам мужчин, они всего лишь ученые, которые хотят спасти мир от инопланетной инвазии, поскольку несколько американских граждан поражены пришельцами-паразитами и все они сейчас находятся здесь, в магазине. Чистке рядов изо всех сил пытается помешать окружившая супермаркет местная полиция, от которой, как это часто случается, больше вреда, чем толку. То, что в итоге у Рока с Мириком получилось, сравнивать с их же «Ведьмой из Блэр» вряд ли имеет смысл – то была совсем другая история, ломавшая жанровые матрицы, а не пытавшаяся под них мимикрировать. Тем не менее «Инопланетное вторжение» может служить достаточно любопытной иллюстрацией на тему «как снять смотрибельный сай-фай без звезд, без спецэффектов и без денег, имея в распоряжении группу энтузиастов и один супермаркет».
Изначально задуманный как приквел «Чужого», в итоге «Прометей» Ридли Скотта решил уйти от прямой привязки к родительской ленте – хотя тема паразитов в новом фильме осталась. Еще бы, ведь действие разворачивается в той же звездной системе Дзета Сетки, а к работе над картиной был привлечен «папа» ксеноморфа Х.Р. Гигер. Зрителю предлагается разобраться с тем, как, собственно, появились Чужие: оказывается, здесь снова не обошлось без жителей Земли. Капля загадочной черной жидкости из найденного на пустынном планетоиде сосуда, попавшая в бокал одного из астронавтов, изменила его ДНК, и мутировавшие сперматозоиды несчастного меньше чем за сутки сформировали чужеродный плод в животе его супруги. Стоит ли после этого удивляться, что телосложение твари в классической ленте 1978 года имеет столь гуманоидный вид?