Трогательная история обретения доверия между двумя сестрами, расставшимися давным-давно и накопившими ворох обид друг на друга и на окружающий мир
Сестры Инес и Эмили впервые встречаются после многолетней разлуки – Инес рано покинула дом и занялась творчеством, а Эмили всю жизнь провела рядом с матерью, а затем вела оставшееся от нее хозяйство. Сейчас Эмили пригласила сестру в загадочное путешествие, которое заканчивается в загородном пансионе, где люди, решившие расстаться с жизнью, проводят последнюю неделю, а затем принимают смертельную дозу снотворного. Свои последние дни неизлечимо больная Эмили желает провести с единственным оставшимся у нее близким человеком, с сестрой, но Инес не готова смириться с тем, что на ее глазах случится подобный, пусть и добровольный уход. У двух молодых женщин есть всего неделя, чтобы понять и простить друг друга и расстаться с надеждой на лучшее.
Думать и говорить о смерти желающих находится немного, а когда речь заходит о собственных перспективах, то и этот скромный процент уменьшается на порядок. Кто-то боится сопровождающих неизбежное боли и страданий, кто-то страшится забвения, кто-то чувствует, что многого не успевает и не готов оставить близких и родных. Смерть – тяжелая тема для зрителя, но благодатная для авторов, ведь на границе бытия и небытия нет причин что-то скрывать, врать и предавать, перед последним вздохом или сопровождая кого-то на последнем пути, приходится быть честным и искренним. А где искренность, там возможность завязать доверительные отношения между автором и зрителем
Именно доверие и становится ключевым понятием драмы режиссера и сценариста Лизы Лангсет «Эйфория» – героиням фильма за считаные дни приходится пройти не только все традиционные стадии принятия сложного решения, но и довериться друг другу по-настоящему, так, как в их жизни, пожалуй, еще и не было. Конечно, используя драматургические приемы и доводя даже самые тускло тлеющие угли конфликтов до белого каления, Лангсет немного преувеличивает происходящее между двумя сестрами, но под таким увеличительным стеклом зато становятся заметны детали, ранее ни глазу, ни сердцу незаметные.
Идея эвтаназии в кино не нова, а уж коммуны, позволяющие людям самим решать свою судьбу и наслаждаться свободой воли, и вовсе обязательный атрибут западного либерального общества, такие можно найти и в Америке, и в Скандинавии, и в Западной Европе. В «Эйфории» услуги по безболезненному и комфортному уходу из жизни предоставляются за большие деньги, так что человек, намеревающийся покончить с мучениями, должен ощутить внутреннее спокойствие и равновесие в райской атмосфере пансиона. Но Лиза Лангсет не позволяет зрителю нежиться в спокойствии, подготовка к смерти в ее фильме некомфортна, никто на самом деле не хочет уходить, кто-то просто прячется от проблем, а кто-то стремительно эти проблемы множит, полагая, что это даст отсрочку.
Сложно принимать решения и двум главным героиням – Эмили зла на сестру за то, что та оставила ее с больной матерью и скрылась от этой проблемы, а привлечь ее к сопровождению в последнее путешествие удается только обманом. Инес тоже имеет право злиться – сестра поставила ее перед фактом лишь тогда, когда изменять что-то было уже поздно. Так часто бывает в жизни – мы храним секреты и обиды, считая, что сейчас не время вываливать их на других или разрешать проблемы вместе с близкими, а затем раскрываемся в последний момент, когда менять что-то уже поздно. И это тоже от недостатка доверия, от неумения быть искренними и по-настоящему открытыми.
Героиням «Эйфории» раскрываться приходится. Приходится говорить о лучшем в их жизни сексе и об обиде на мать, о желании оставить след после себя и о невозможности забыть прошлые разочарования. Разумеется, это сближает сестер, но не отодвигает неизбежное, что заставляет задуматься – а стоит ли носить в себе горести и проблемы, лишаясь дружеской поддержки и близкого плеча? Грустное кино заканчивается так, как и должно – физического чуда не происходит, болезнь оказывается сильнее, но зритель и Инес переживают чудо духовное, их охватывает эйфория от того, что выдуманные и искусственные преграды рухнули и сестры впервые стали подлинно родными.
Безусловно, отдельного упоминания заслуживает работа двух ведущих актрис – на плечи Алисии Викандер и Евы Грин обрушился тяжелейший груз, но то, как женщины с ним справляются, как тонко играют, как искренне любят и ненавидят, рыдают и радуются, спорят и даже дерутся, заставляет проникнуться уважением. Актера не удивишь предложением сыграть умирающий персонаж, но сыграть его так, чтобы смерть была не падением, а взлетом, нужно уметь. Грин умеет, а Викандер ей помогает изо всех сил. На радость зрителю, познающему границы доверия и любви.
С 1 февраля в кино.