Экранизация романа Денниса Лихейна Live by Night – четвертая режиссерская работа Аффлека. Бен в ней и швец, и жнец, и на дуде игрец
Экранизация романа Денниса Лихейна Live by Night – четвертая режиссерская работа Аффлека. Бен в ней и швец, и жнец, и на дуде игрец. Выражаясь человеческим языком, он взял на себя обязанности исполнителя главной роли, режиссера, продюсера и сценариста. На дворе двадцатые годы, в Америке действует сухой закон, и вот-вот начнется Великая депрессия. Но где есть запреты, там найдутся и возможности. Среди тех, кто не упустил свой шанс, сын начальника бостонской полиции Джо Кофлин. Он – гангстер, который зарабатывает на всем подряд. Джо идет своим путем и в конце концов становится одним из крупнейших бутлегеров Флориды. Но, как водится, ставки в таком бизнес слишком высоки.
Проект мог появиться на свет еще в 2014 году, однако Аффлек решил притормозить. Вначале он снялся у Дэвида Финчера в «Исчезнувшей», потом его от «Закона ночи» оторвал уже упомянутый «Бэтмен против Супермена». Live by Night мог пылиться на полке еще дольше, если бы «Лига справедливости» затянула Аффлека на долгие годы. Тем не менее режиссер-актер-продюсер все же нашел время для гангстерской драмы. Warner Brothers любезно выделила ему окно в графике и бюджет. Студия даже рассчитывала, что «Закон ночи» сможет претендовать на награды – специально для этого фильму назначили дату релиза под конец сезона наград. Увы, до каких-либо призов четвертому фильму режиссера Аффлека далековато.
БОКС-ОФИС
В США «Закон ночи» выходит в широкий прокат на этой неделе. Прогнозы по сборам высказываются с осторожностью. Live by Night прочат 18-20 миллионов долларов в первый уик-энд и порядка 80 миллионов по итогам всего домашнего проката. Пытаясь найти «плюсы», которые привлекут зрителей в кино, аналитики называют хорошую репутацию экранизаций Денниса Лихейна и звездность Аффлека, который в 2016-м часто мелькал на экранах. Среди «минусов» отсутствие шумихи, противоречивая критика и непопулярность взрослых фильмов. Если кратко, то есть опасения, что лента провалится и не оправдает ожиданий студии. В противовес же можно напомнить о «Расплате», от которой тоже не ждали особой прыти.
КРИТИЧЕСКИЙ РЕЙТИНГ
«ЗАКОН НОЧИ» ХВАЛЯТ
– За облик нуара и стиль. Угрюмый монохром в данном случае приглянулся глазу критиков.
– За экшен-сцены. Особенно Бену Аффлеку удались перестрелка и погоня на раритетных автомобилях.
– За отличную техническую составляющую фильма. «Закон ночи» красив своими декорациями и съемками, спасибо нужно сказать продакшен-дизайнеру Джессу Гончору и оператору Роберту Ричардсону. Некоторым «Закон ночи» даже напомнил «Крестного отца».
«ЗАКОН НОЧИ» РУГАЮТ
– За безликость. Казалось бы, у фильма есть все ингредиенты успешного кино, но пазл не сложился. «Закон ночи» получился нескладным и разрозненным.
– За кашу. В Live by Night при хронометраже в 2 часа 8 минут успели обсудить темы гангстеров, политики, расизма, личного кодекса, любви, чести и верности. При этом сценарий скачет галопом от события к событию.
– За сбивчивое повествование. Сценарист Аффлек не смог толком прописать мотивацию для своего героя, по крайней мере, критики ее не рассмотрели.
– За эмоциональную постность. Больше всего вопросов вызвала концовка, ибо кульминации в ней не случилось.
ЧТО ПИШУТ КРИТИКИ
«Драма времен сухого закона неуклюже рассуждает о верности, любви, власти и отмщении, причем в самом заурядном ключе». (Tim Grierson/Screen International)
«К концу этого двухчасового фильма осознаешь, что жизни в нем так и не появилось». (Peter Bradshaw/The Guardian)
«В ленте огромное внимание уделено быту 20-х, и только ради них стоит посмотреть фильм. Вдобавок Бен Аффлек собрал сильных актеров, которые время от времени дают повод для оптимизма. Но, увы, обычно харизматичный Аффлек так и не смог показать гангстера Джо Кофлина во всей красе». (Alonso Duralde/The Wrap)
«Материала хватит на полдюжины фильмов, и эта перенасыщенность чувствуется. Так или иначе глаз от происходящего не оторвать. При этом одновременно тебя преследует чувство, что лучше бы из всего этого сделать мини-сериал для запойного просмотра». (Peter Travers/Rolling Stone)
«Глядя на то, как интересные актеры толпятся на клочке земли, задаешься вопросом, а не лучше ли было разбить происходящее на эпизоды в стиле “Подпольной империи”. Тем не менее как продукт кинематографа “Закон ночи” примечателен, и в нем есть чем насладиться. Фильм лишний раз напоминает, что Бен Аффлек – далеко не последний режиссер». (Tomris Laffly/Time Out New York)
«В фильме сталкиваются лбами неровное повествование и гладко снятые экшен-сцены. Аффлек пытался, но не смог адаптировать протяжный нарратив оригинального романа». (Jesse Hassenger/The A.V.)
«Такое ощущение, что нам явился призрак отличного кино. Все ингредиенты присутствуют, но фильму чего-то не хватает». (Owen Gleiberman/Variety)
ЧТО ГОВОРЯТ СОЗДАТЕЛИ
Бен Аффлек в интервью Tampa Bay Times о необычном тропическом месте действия «Закона ночи»: «Вы уже видели немало гангстерских фильмов про Нью-Йорк и Бостон, но история про Флориду, которая только-только развивается, – совсем другое дело. Сейчас каждый сантиметр земли во Флориде покрыт цементом. Тогда же окраины городов были дикими джунглями. Этот поразительный контраст мне очень хотелось перенести на экран».
Деннис Лихейн в интервью Los Angeles Times о перспективах «Закона ночи» в прокате: «Мы придерживаемся мнения, что, если фильм снят правильно, он найдет своего зрителя. Люди не отвернулись от взрослого кино – они отвернулись от плохого взрослого кино. Пока снимают такие фильмы, как “Исчезнувшая” и “Расплата”, люди будут ходить в кинотеатры».
ПЕЧАЛЬНЫЙ БОНУС О ТОМ, НАСКОЛЬКО ТЯЖЕЛЫМ БЫЛ 2016 ГОД ДЛЯ БЕНА АФФЛЕКА
«Я думал, что с “Бэтменом против Супермена” у нас будет примерно 75% на Rotten Tomatoes, – говорит Бен Аффлек. – Но как только начали появляться плохие рецензии, сработал стадный инстинкт. Мне кажется, люди слишком сурово обошлись с фильмом. Они изначально хотели разбомбить Бэтмена и Супермена – я это чувствовал. Им хотелось увидеть провал. Мне казалось, что это интересное кино с тональностью комиксов Фрэнка Миллера. Но люди отвергли такой тон, они хотели картину повеселее. Для нас “Бэтмен против Супермена” стал уроком, показал, насколько важен правильный баланс между тоном, оригинальностью, свежестью, остроумием и юмором».
РЕЙТИНГИ ПРЕДЫДУЩИХ ФИЛЬМОВ БЕН АФФЛЕКА
ВЕРДИКТ
На самом деле год для Бена Аффлека хоть и выдался тяжелым, но его не назвать провальным. Противоречивым – да, провальным – никак нет. Более того, все его фильмы с лихвой окупились в прокате и действительно нашли своего зрителя. Ни «Бэтмен против Супермена», ни «Расплату» нельзя отнести к проектам, сделанным без сучка, без задоринки, но найдутся те, кто захочет пересмотреть эти фильмы. «Закон ночи» встанет с этими картинами в один ряд, даже несмотря на очевидные претензии в свой адрес. Хотя признаем честно, что мысль о режиссере Бене Аффлеке на ТВ – скажем, на HBO, Showtime или Netflix – не дает покоя.
В российском прокате с 12 января.