Слабая и мало пугающая новинка Netflix о паранормальных семейных ценностях.
Автор «Сокровища» и «Газетчика» Ли Дэниэлс вернулся после трёхгодичного отпуска. Его последний проект, байопик «Соединённые Штаты против Билли Холидэй», открыл миру актёрский талант Андры Дэй, мощной R&B-вокалистки и тонко чувствующей натуры, однако фильм оставил впечатление посредственного и нечётко сформулированного признания в любви. «Избавление» впервые заводит Дэниэлса на территорию хоррора, пестрит референсами в области «Изгоняющего дьявола» и романа Тони Моррисон «Возлюблённая», пытается уйти в область социальной драмы и с треском проваливается.
За основу картины взяты реальные события, произошедшие в Индиане в 2011 году. У Эбони Джексон (номинантка на «Оскар» Андра Дэй) трое детей. Женщина периодически пьёт, применяет физическую силу, но в душе любит всех домочадцев, даже собственную мать Альберту (Гленн Клоуз) c непростым характером. Альберта медленно умирает от рака, носит парики и яркий макияж, верит в Бога, ловит взгляды мужчин разных возрастов. Дети, включая звезду «Очень странных дел» Калеба МакЛафлина, часто слышат странные звуки, но не придают им особого значения, пока самый младший не заводит воображаемого друга. Совсем скоро выясняется, что семейство Джексон стало жертвой могущественного демона, доставшегося в наследство от предыдущих жильцов дома.
Дэниэлс, вопреки скандальной репутации (их вражда с одной из актрис «Избавления» Мо’Ник длилась больше 10 лет), создаёт впечатление вполне рядового постановщика, пылкого, но идейно вторичного. Главной аллегорией «Избавления» ожидаемо оказываются вовсе не демоны, а цикличность насилия, разорвать которую под силу только человеку целеустремлённому и подкованному. Эбони является жертвой абьюза (в том числе сексуализированного) со стороны Альберты и её собственного отца, а также вполне лёгкой добычей для дьявола. Дети Эбони постепенно копируют поведение матери, чей алкоголизм идет по нарастающей, как и побои с ее стороны. В результате «Избавление» монотонно бродит между двумя полярными жанрами, копит банальные скримеры, просит зрителей сопереживать экранному опыту и сравнивать со своим (в реальной жизни случаются ситуации куда страшнее).
Единственный шокирующий элемент «Избавления» — кэмповая работа Гленн Клоуз. Звезда «Рокового влечения» и «101 далматинца» добавляет к резюме уникальную героиню: в первой половине фильма аудитория будет долго привыкать к стилю Альберты, белой женщины в темнокожем обществе, во второй — ужаснётся демонической трансформации. Сотрудничество с Netflix явно приносит ей как денежные, так и творческие дивиденды. В 2020 году, например, выходила скандальная «Элегия Хиллбилли», где Клоуз примеряла образ суровой бабушки кандидата в вице-президенты США Джей Ди Вэнса, за что получила очередную оскаровскую номинацию.
«Избавление» напоминает затянувшуюся проповедь без госпела. Экзорцизм и хеппи-энд необходимы каждому, но ради них совершенно не обязательно просиживать два часа в томительном ожидании — такими темпами заскучает даже дьявол.