Кровавый гиньоль с ловушками продолжается — до боли знакомый и тошнотворный, но с новыми акцентами.
Инженер-убийца Джон Крамер (Тобин Белл) узнает, что жить ему осталось совсем недолго, причиной тому терминальная стадия рака. До него доходят новости о чудодейственном методе лечения, который запрещен в Соединенных Штатах. Недолго думая Джон отправляется в Мексику, где могут прооперировать головной мозг и накачать рядом экспериментальных лекарств — спасение заключено в так называемом методе Педерсон. Вскоре становится ясно, что и улыбчивая Сесилия Педерсон (Сюнневе Макодю Лунд), и ее персонал — мошенники, а вся «чудо-хирургия» — развод умирающего Крамера на деньги. Обманутый Конструктор готовит план мести и вовлекает в дело ученицу Аманду (Шоуни Смит), на большом складе Крамер затевает смертельную игру.
За двадцатилетнюю историю, попутно подпиливая всем ноги и экспериментируя с ловушками, «Пила» крайне лихо двигалась: от оригинального триллера в духе «Семь» Дэвида Финчера до пыточного порно и по совместительству мыльной оперы. У франшизы сформировалась своя нотная грамота: смертельные капканы, инженер садизма Джон Крамер, ротация его приспешников, Hello Zepp на титрах — авторам оставалось лишь долбить по тем же клавишам. В какой-то момент подустали все: проливаемая с вдохновением кровь лишилась свежести, ловушки заржавели, а от философствующего убийцы Тобина Белла остались лишь флешбэки. Юбилейная по счету «Пила» пришла положение исправлять — лента охотно вернулась во времена, когда Крамер искал способ спасти себя от прогрессирующего рака. Как мы помним, уже в четвёртом фильме зрители лишились хитроумного маньяка, однако он и с того света подготовился к смертельной игре, тщательно подобрав наследников.
Залезть в промежуток между первым и вторым фильмом — вроде бы освежающий ход для франшизы, которую после девятой «Пилы» с Крисом Роком уже не брезговали называть кромешным провалом. Зрителей-ветеранов, конечно, вряд ли чем-то удивишь — после девяти частей киносериала наверняка вырабатывается толерантность, но у режиссера Кевина Гротерта есть свой метод. В фильме куда больше разговаривают, чем собственно пилят (первый час и вовсе экспозиционный), мотивировки Крамера еще более понятные, плоские, но, рискнем сказать, благоразумные — пройдохи сталкиваются с мстительным гневом маньяка-конструктора, которого оставили без денег и надежд. Традиционный гран-гиньоль к картинке тоже прикладывается: вроде на лучшие изуверства мы уже насмотрелись, но и тут нашлось место эффектным выходам — вакуумные трубки для глаз, например, точно станут визитной карточкой фильма, впечатлить может и самооперация на мозге, и прочие тошнотворно-завораживающие трюки, в этот раз разыгранные с уклоном в веселую науку хирургии. Раз уж герой-убийца в другой стране, то и собирает свои механизмы в режиме реди-мэйд, без той инженерно-технической изощренности: сгодится то, что есть.
Есть и слабости, перед которыми авторы не смогли устоять (так, впрочем, еще где-то со второй части) — пока шинкуется мясо и наматываются кишки, им пристало копать историю до эмоционального ядра. Не Крамер злодей, а мир такой — в особенности американская система здравоохранения, не оставившая умирающему Конструктору шансов, чего уж говорить про мошенников из Мехико. Пока «Пила» не обеляла главного садиста-инженера и показывала сумасшедшим подонком, у франшизы была какая-то неподкупная сила, теперь же героя Тобина Белла наградили понятным моральным компасом, схлестнув с еще большими негодяями. И к этому, впрочем, можно отнестись со снисхождением — Тобин Белл, вне всяких сомнений, дает лучший выход своего персонажа на экране — уже хрупкого, но отнюдь не лишенного холодного аналитического ума.
Инквизиторские ловушки работают, кости убедительно хрустят, сюжет как сюжет, до него не будет дела, как только подкатит тошнота: десятая «Пила» по традиции дает броское пыточное шоу. Неожиданно у авторов прибавилось самоиронии — Даррену Линну Боусману этого крайне не хватало, а кое-где докрутили персонажные линии — теперь герои Тобина Белла и Шоуни Смит это не тряпичные куклы, а антигерои с вполне убедительной маньяческой химией. В целом «Пила 10» — приведение франшизы в форму, юбилейный выход, который заслуженно маркируют как один из самых трезвых, изобретательных и ярких. А делов-то — нужно было просто немного отклониться от мыльно-сериального привкуса последних частей и отвезти Джона Крамера в Мексику.