Сколько бы Харрисон Форд ни ездил промотировать "Огненную стену" на европейских и национальных премьерах, боевиком фильм не станет. Это только "боевичок", где все вроде бы есть, а стройности не хватает, и любить его можно лишь по привычке, как старую жену. В общем и целом "Огненная стена" по изобретениям и напрягу уступает недавнему "Сотовому", пусть и чуть превосходит "Заложника".
"Привычность" идет явно оттого, что фильм является "авто-римейком": тот же режиссер Ричард Лонкрэйн, ныне действующий в Голливуде, в 1987 году в родной Англии снял "Bellman and True" (1987) про того же компьютерного эксперта, ставшего "ключиком" к банку для банды грабителей. "Нестройность" – вероятно, оттого, что Голливуд не разрешает ностальгировать. Он молодится, молодится, и Харрисон Форд молодится, и, кроме убийства молодого злодея на старости лет все теми же голыми руками, больше ничего не надо.
Три взболтанные, но не смешанные составные части "Огненной стены" – семейные ценности, IQ и экшн. С идиллической семейной жизни не только начинается – став заложниками злодеев, жена, дети и собака не пропадут, а останутся дома и всю дорогу будут занимать место, практически никак не проявляя себя. Парочка "напряжений" из-за аллергии ребенка тоже не вдохновляет, поскольку детей могло быть не двое, а трое или один с тем же самым результатом. И вообще – как злодеи ворвались, повязали и шантажировали – несильно напрягает после всех "мысов" и "комнат" страха. IQ значительно плодотворней. С ним две ценные идеи. Одна – староанглийская (ограбить банк на компьютере), другая – оригинальная. Чтобы не дергался, на Харрисона Форда навешали жучков, в нагрудный карман сунули камеру, мобильник прослушивают, с компьютера на работе качают всю информацию. Человек становится как робот, и это любопытно. Ведь, как бы полностью ни был повязан Форд, он, чтобы победить, должен перехитрить все датчики. Ситуация – примерно та же, что классическое "убийство в запертой комнате", только наоборот и на современном этапе. Она как бы сама по себе – ценный архетип, и если бы ее разруливанию был посвящен весь фильм, поклонники детективов остались бы довольны.
Увы, недолгая попытка перехитрить, как и впоследствие – фото в мобильнике, автоответчик у друга, звонок в присутствии негритянки и собачий ошейник – это все, решенные фильмом "интеллектуальные" задачи. По хронометражу распределены неплотно и фильм не структурируют. Побеждает не интеллект, "Код доступа" как рабочее название не проходит, поэтому третьим понадобился "экшн", а именно бег по крышам, погоня, взрыв автомобиля, пара выстрелов и пара рукопашных. Скорее всего, на драках настоял лично Форд, тренируясь перед долгостроем "Индианы Джонса". Но выглядит все это так же формально, как сюжет в сиквеле "Основного инстинкта", посвященного чисто визуальным параметрам стареющей секс-бомбы. Кстати, когда в "Огненной стене" появляются трупы, к сценарию появляются вопросы. Если злодеями-хакерами все было так продумано, что никаких следов не должно было остаться, как же они не знали, что банк Харрисона Форда переживает слияние? Не учли все возможные форсмажорные обстоятельства задолго до "следов"? Не обепечили своевременность контрольного звонка, не продумали бесследную мокруху? Сплошная безответность под конец весь экшн превращает в ненужный довесок. Бальзам на душу критика – лишь диалог в пункте видеонаблюдения: "У вас же тут сто экранов. Дома телевизор не смотрите? – У меня его вообще нет".
В общем и целом "Огненная стена" по изобретениям и напрягу уступает недавнему "Сотовому" /Cellular/ (2004), пусть и чуть превосходит "Заложника" /Hostage/ (2005), и парадоксальным образом вина за это лежит на Харрисоне Форде. Форд – статусный артист, самим фактом присутствия он заносит размах, не присущий скромному сюжету, а "нескромности" и "рулеза" так и не добивается. Проект оказался ему не по статусу. Все же в последние годы он либо подражал Богарту ("Сабрина" /Sabrina/ (1995)), либо был боевым президентом Америки ("Самолет президента" /Air Force One/ (1997)), либо вдруг становился подонком ("Что скрывает ложь" /What Lies Beneath/ (2000)), либо – советским капитаном ("К-19" /K-19: The Widowmaker/ (2002)). Проходных ролей не было, а "Игры патриотов" /Patriot Games/ (1992) и "Прямая и явная угроза" /Clear and Present Danger/ (1994), ничем не уступающие "Огненной стене", были все же более десяти лет назад.
Поэтому непонятно, зачем выносить на суд публики свои фитнесс- и мозгоштурмовые тренировки к необходимому и достаточному "Индиане". Надо ли комплексовать?