Не стоящий даже вступительных титров оригинальной картины приквел неубедительно рассказывает о том, с чего Элис Ренье вдруг взялась гонять призраков по потустороннему миру. Банально, скучно и совсем не страшно
Недавно потерявшая мать девочка-подросток Куинн Бреннан пробует своими силами связаться с потусторонним миром, но терпит поражение, ответа от мамы не последовало. Однако что-то странное вокруг девочки все-таки стало происходить, что-то сверхъестественное явно желает связаться с девушкой. За помощью Куинн обращается к медиуму Элис, но та отказывается, сославшись на то, что давно завязала с общением с духами. Но просто так связь Куинн с миром призраков уже не разорвать, с «той стороны» на юную девушку уже строят планы, и делает это совсем не дух мамы, а нечто очень страшное…
Хитрец Джеймс Ван два года назад, казалось бы, сделал все для того, чтобы в книге под названием «Астрал» осталось всего две главы – он и одну из главных героинь убил, и главного босса победил, и сюжет финализировал, и актеров распустил, и сам подписался на другой, куда более важный и денежный проект. Но продюсер Джейсон Блум, один из самых авторитетных в современном мире хорроров человек, посчитал, что это не дело Вана решать, закрывать франшизу или продолжить ее новой лентой. Так появился «Астрал 3», приквел, целью которого стал рассказ об Элис Ренье, медиуме, помогавшем в первых двух лентах семье Ламберт справиться с демонами.
Сразу скажем, что идея вернуться к ориджину одной из самых ярких героинь первых фильмов была сколь интересной, столь и опасной – все-таки первый фильм строился не на страхах медиума, собаку съевшего на путешествиях по миру мертвых, а на том ужасе, который постигает обычную семью, столкнувшуюся со сверхъестественным. Удача Вана заключалась в аккуратности запугивания, он не делал резких движений, искусно нагнетал ужас, искал и находил более-менее рациональное объяснение происходящему на экране – его героям легко было сопереживать. Это касается лишь первого фильма, второй катится по инерции успеха «Астрала», перегибая во всем, в чем только можно, опускаясь до уровня обычного бу-ужастика и заметно проигрывая предшественнику в драматизме. С третьим фильмом все обстоит еще хуже. Не значься в его названии астральная «родословная» и не задействуй авторы Лин Шей, «Астрал 3» можно было бы смело выпускать прямиком на видео – это совсем заурядный фильм, ничем не выделяющийся из сонма своих более дешевых и менее именитых собратьев.
В чем же дело? А все достаточно просто, и Ван достаточно точно все просчитал – тема «Астрала» была высосана еще в первой ленте. Второй фильм мог еще что-то наскрести по стеночкам, а вот третьему досталась пустая банка. Зрителям уже понятно, как работает связь между мирами, известны страхи потустороннего мира и реакция на активность духов в мире нашем. Пугать стало нечем. То есть «Астрал» утратил загадку, мистическую силу любого хоррора, основополагающий камень ужаса.
Нет, конечно, пугающие шаги, стуки, сипения и обезображенные лица мертвецов остались, но действуют эти «пугалки» на другом, более низменном, нетребовательном уровне психики. Настоящего страха в этих скелетах с обваливающей кожей или силуэтах в темном окне нет – это призраки былого настоящего животного ужаса, столь ловко преподносимого Ваном в «Астрале» и «Заклятии». Не слишком располагают к себе и главные герои – Куинн ведет себя настолько неадекватно человеку, испытывающему явный интерес со стороны чего-то потустороннего, что хочется кричать: «Что ты делаешь, дура!» Недалекому папеньке, роль которого досталась Дермоту Малруни, веришь с трудом, он занят собой куда больше, чем проблемами дочери и своего дома. Да и сама Элис, которая должна была стать ведущим персонажем фильма, никакого специального внимания не заслуживает – все ее «трюки» мы уже видели раньше.
Не назвать удачной и вялую попытку разбавить хоррор юмором – ожидаемая встреча Элис с Такером и Спексом вышла прохладной и для знающего об этой компании по предыдущим картинам даже несколько неловкой. Вообще, все, что связано с Элис, получилось блеклым и вымученным – хуже в «Астрале 3» выглядят лишь путешествия в потусторонний мир, где герои зачем-то произносят только пафосные речи и совершают только героические поступки.
С большой натяжкой картине даже можно придать удобоваримый смысл – «Уходя – уходи, а отпуская – отпускай». Суть проблем героини Стефани Скотт заключается в том, что она не хочет отпускать умершую мать. Чувства понятные и объяснимые, но слишком наивные для взрослой девушки. То же «отпускай» можно отнести и к создателям «Астрала 3». Они, очевидно, не знают русского анекдота про «Умерла так умерла» и потому гальванизируют труп некогда добротного первого фильма, прикладывая к нему то горчичник, то лист подорожника, то кремлевскую таблетку. Нет. История кончилась, а третья глава была явно лишней.
С 4 июня в кино.