Во многом несовершенный, но в целом, пожалуй, удачный фантастический сериал для молодежи. Оценку ставим повыше, чем он заслуживает, – «за смелость» и авансом на будущее
Паша – обыкновенный московский подросток. Наутро после тусовки, которую он вместе со своим лучшим другом Лешей устроил у себя дома, к ним заявляется мастер восстанавливать отрубившийся Интернет, а после его ухода ребята выясняют, что из сейфа в доме пропали восемь миллионов рублей, которые родители Паши приготовили на покупку новой квартиры. Погоня за ушлым «мастером» отправляет ребят в Припять, где им предстоит пережить множество невероятных приключений.
Рассказ о «Чернобыле» нужно начинать с оговорок. С множества оговорок, потому что это сериал, который можно как похвалить, так и обругать, в зависимости от того, с какой точки зрения на него посмотреть. Так вот, по меркам российского телевидения «Зона отчуждения» – пусть не прорыв (он не такой новаторский по форме, как прошедший ранее сериал «Моими глазами»), но крепкий, уверенный шаг в правильном направлении. Вот только «направление» это – длиннющая дорога из желтого кирпича, и конца-края ей пока что не видно.
Сериал весьма хорош концепцией – это помесь фантастического триллера а-ля «Скользящие» или «Квантовый скачок» с мистическим роуд-муви, по ходу которого пятерка ребят, отправившихся в путешествие, будет встречать маньяков, привидений, охотников на людей, зомби-собаку и прочую нечисть. Правда, две эти части подогнаны друг под друга грубым напильником и слеплены вместе клеем «Момент» советских времен – вроде бы держится, но трудно не заметить, что приключения ребят в пути до Припяти очень условно подтянуты к тому, что последует дальше, и, по сути, являют собой сборник мини-историй отнюдь не первой свежести.
Основной сюжет, начинающийся эпизода с четвертого, впрочем, выглядит не в пример увереннее – он неплохо продуман, разложен по сериям так, чтобы зритель не потерял интерес к происходящему, и удачно втискивает расхожую схему «мы должны изменить прошлое, чтобы предотвратить трагедию в настоящем» в российско-советские реалии. Тем не менее все-таки режут ухо диалоги – временами они звучат живо и естественно, особенно хорошо потрудились над репликами веселого раздолбая Леши, но то и дело пробивается такая махровая, дубовая «сериальщина», что хочется заткнуть уши («Я все-таки не понимаю этого странного стечения обстоятельств, согласно которому мы продолжаем ехать в Чернобыль»).
Нельзя сказать ничего однозначного и об актерской игре. Пока в кадре только пятеро главных героев, из них легко выделяются Сергей Романович в роли Леши и Валерия Дмитриева, которая играет его девушку Настю, но ближе к концу сериала появляются актеры классом повыше – Николай Павлов и Евгений Стычкин, и тут же становится ясно, насколько слабо и невыразительно на их фоне выглядит абсолютно вся молодежь. Последний, правда, занимается тем, что в английском языке носит название chewing the scenery (то есть играет «жирно», броско, не боясь хватить лишнего), и, кажется, целенаправленно копирует Кевина Спейси, но этого оказывается достаточно, чтобы уложить весь остальной каст на обе лопатки.
На сериал определенно потратили меньше денег, чем должны были. В нем есть несколько экшен-сцен с драками, погонями и перестрелками, и они смотрятся более чем достойно (все-таки ставил «Чернобыль» Андерс Банке, когда-то снявший недооцененный российский ремейк гонконгского боевика Джонни То «Горячие новости»), но вот компьютерная графика выглядит прямо-таки оскорбительно дешево – особенно это касается уже упоминавшейся выше зомби-собаки.
Сложить все написанное выше в единую картину довольно сложно, и это главная причина, по которой все эти оговорки так нужны. «Зона отчуждения» – это, без сомнения, сериал, который очень важен для нашей телевизионной индустрии, проект, показывающий, что уже можно (и даже, по-видимому, нужно!) снимать не только однотипные семейные ситкомы и «боевики» про ментов и бандюков. Это сигнальная ракета, привлекающая внимание к тому факту, что ситуация «в телеке» изменилась, что настало время новых концепций – пусть они и завязаны на западных концепциях, которым уже сто лет в обед. Но в то же время это сериал, который по исполнению, увы, скорее расстраивает – особенно когда видишь, как интересные сюжетные ходы тонут под «деревянными» диалогами, как потенциально сильные, эффектные моменты не могут вытащить актеры, как единую, гладкую историю опошляют «доливом после отстоя пены», потому что в таком виде она не ложится в традиционный восьмисерийный формат (это, разумеется, всего лишь догадка). Это подрубило общую динамику и стало причиной тому, что некоторые зрители «отвалились» на втором-третьем эпизоде.
В любом случае «Чернобыль» показал очень хорошие результаты во время своего показа по ТВ, и уже можно не сомневаться, что за первым сезоном последует продолжение. Благо, что последняя серия первого сезона показала, какой увлекательной, захватывающей и даже радикальной «Зона отчуждения» может быть. Да, это ни в коем случае не серьезная научная фантастика, но все-таки вполне крепкая «бэшка», немного неровный, но исправно развлекающий «палп фикшн». Судя по реакции простых зрителей-подростков, это именно то, что им надо, – второй сезон будут ждать многие.