Психоделический триллер с инфернальным Николасом Кейджем и основной идеей «не буди лихо, пока оно тихо»
Начало 1980-х. Где-то в американской глубинке живет и работает простой дровосек Рэд (неповторимый Николас Кейдж) со своей женой Мэнди (Андреа Райзборо). Райская жизнь в красивом домике у озера приходит к концу, когда вышедшая на прогулку девушка привлекает внимание эгоцентричного лидера местного культа. Мэнди ему так приглянулась, что он заставляет байкеров из ада (не спрашивайте, просто посмотрите) ее выкрасть, чтобы напичкать наркотиками и ритуально сжечь. Потрясенный Рэд решает отомстить, уничтожив всех и каждого.
Итальянец Панос Косматос еще 8 лет назад заставил любителей кино обратить на себя внимание дебютным фильмом «По ту сторону черной радуги». Тогда смотревшие отмечали особую тягу режиссера к созданию очень тревожного экранного изображения, но это была разминка. В «Мэнди» Косматос превысил все допустимые эстетические нормы и выдал, как он сам говорит, нечто схожее с обложкой хеви-метал альбома 70-х. Трудно не согласиться, но стоит добавить, что это «нечто» буквально пропитано литрами ЛСД.
Фильм можно условно разделить на две части. Первая медленно погружает зрителя в состояние тревожного анабиоза пугающим музыкальным саундтреком (Йоханн Йоханнссон будто решил создать звуки, которые точнее всего иллюстрируют спуск в ад) и непривычно ярким для глаза изображением. Экран то и дело переливается с красного на фиолетовый и зеленый, пока зритель, затаив дыхание, пытается отогнать наступающую паническую атаку. На второй половине, дружно выдохнув, можно и расслабиться. В дело вступает Николас Кейдж, который, кажется, за последние лет 10 нигде не чувствовал себя настолько нужным. Он орет, плачет, устраивает дуэль на бензопилах, прикуривает от горящего черепа – в общем, сначала показывает актерские способности, а потом заслуженно развлекается, стирая врагов в порошок. Причем фильм после перехода к экшену не сбавляет градус безумия и продолжает выглядеть так, будто Николас Виндинг Рефн и ранний Сэм Рэйми решили снять свою версию «Призрачного гонщика» под саундтрек группы King Crimson.
Жаль, пиршество уникального стиля Косматоса, святящееся лицо Николаса Кейджа и кошмарная атмосфера все же не позволяют «Мэнди» стать идеальным фильмом в себе. Наверное, главная проблема картины в ее ненужной затянутости, особенно в первой половине. За эти лишние полчаса общего хронометража зритель успевает приходить в себя и задумываться, а не слишком ли глупо все это выглядит? Полуторачасовой трип с выверенными ритмом и динамикой мог заставить зрителей хотеть добавки – а вот после двух часов начинает казаться, что это перебор.
«Мэнди» будут искренне любить и всей душой ненавидеть – тут уже дело за вами, можно хоть как относиться к фильму, но невозможно не восхищаться уверенностью Косматоса в собственном демоническом видении. Не каждый бы рискнул в наше время создать настолько уникальный и противоречивый фильм, но, как известно, именно такое кино становится культовым. Готовьтесь, «Мэнди» ждет та же участь.
С 11 октября в кино.
Присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграм, чтобы ничего не пропустить!