Netflix продолжает развивать свои интерактивные сериалы — в этот раз зритель помогает Гриллсу не умереть и заставляет его есть орехи из медвежьих экскрементов
После успеха полнометражного эпизода «Черного Зеркала» «Брандашмыг», умело высмеивающего ненужную вариативность в кино и ломающего «четвертую стену» метаответвлениями о некоем Netflix, стриминг-гигант заказал еще несколько проектов, в которых зрителю придется выбирать судьбу героев. Конечно, такие сериалы были и раньше на Netflix — короткометражка про Кота в сапогах и адаптированная под фильм игра Telltale Games «Minecraft: Story Mode», — но, кажется, с успехом детища Чарли Брукера количество интерактивных проектов скоро увеличится в разы.
Первую волну как раз пополнил сериал You vs. The Wild («Ты против дикой природы») с Беаром Гриллсом в неизменной для себя роли учителя по выживанию. Как и в своем прошлом проекте, «Выжить любой ценой», Беар отправляется в легко различимую территорию (джунгли, пустыня, заснеженные горы), чтобы показать нам бойскаутские основы: что делать, кого есть, где спать. Две главные особенности нового сериала — цель и интерактивность, теперь зритель методом проб и ошибок помогает Гриллсу выполнить миссию, параллельно избежав смерти.
В некоторых эпизодах под миссией имеют в виду суточное выживание или поиск «цивилизации», в других — полноценные двухчастные истории на два эпизода (найти пропавшего в джунглях доктора — доставить ее лекарства в деревню, найти обломки самолета с колбами противоядий — поймать ядовитых насекомых/рептилий, чтобы заменить разбившиеся колбы). Выглядят эти походы необязательными, да еще и до смешного постановочными. «Неожиданные» встречи с каким-нибудь волком, которого снимают со всех ракурсов, кроме разве что GoPro с головы хищника, сильно портят впечатление от происходящего.
Интерактивность сериала также условна, но зрителя все равно могут наказать за неправильный ответ. Раз в четыре-пять минут Беар предлагает выбор между двумя вариантами, которые, несмотря на профессиональную русскую озвучку сериала, на Netflix почему-то никак не переведены. После этого эпизод переходит к следующему отрывку, который нельзя пропустить, только проматывать на 10 секунд вперед/назад. Окно с выбором служит своего рода контрольной точкой: если ваше решение привело к удручающим последствиям (вы заставили Беара съесть сырое яйцо — ему стало плохо; решили схватить змею не за голову, а за хвост — Беара укусили), то вам предложат вернуться и выбрать другой вариант. По-настоящему интересных дилемм, которые влияют на выполнение миссии, крайне мало: в начале одного из эпизодов нам предложат взять крюк или рогатку. В остальных сериях выбор останется на уровне преодоления временных трудностей — спать у дерева или построить иглу, напасть на волка или убежать от него, прыгнуть в озеро с высоты или аккуратно спуститься.
Словом, «Ты против дикой природы» не расширяет возможности интерактивных развлечений и не берет новых высот в любимом жанре Гриллса сурвайвл-документалистики — это не телевидение будущего, а игра далекого прошлого, какие клепали даже в России пятнадцатилетней давности. Впрочем, революционных задач перед сериалом не стояло, он не должен был закрепить высокий стандарт «Брандашмыга», который хотелось перепройти несколько раз, — все же зритель ждал просто хорошее семейное развлечение на пару вечеров с познавательным посылом, который отложится в подкорке. Собственно, небольшую интерактивную энциклопедию бойскаута мы и получили от сериала. Ее и орехи из медвежьего кала. О большем мы и мечтать не могли.