Первая мумификация Netflix в египетском оригинальном сериале о докторе-скептике, который не хочет верить в паранормальное.
«Паранормальные явления», несмотря на затертое название, которое сегодня способно навеять больше скуки, чем любопытства, проект все же уникальный по природе своего появления. Это первый египетский оригинальный сериал Netflix: темпы глобализации платформы растут, а вместе с ними открывается и скрипучая старинная дверь, в которую последний раз заглядывала на закате девяностых – в начале нулевых «Мумия» Стивена Соммерса (если не считать неубедительной попытки Тома Круза потревожить дочь фараона в 2017-м). В этот раз не все так привычно и очевидно, хотя бы потому, что это взгляд на культуру изнутри: главный герой – египтянин, а потому ореол древней мистики – часть национального самосознания, прошлого и в какой-то степени настоящего, да и ближе доктор Рефат к нам, чем к фараонам и сфинксам, на календаре 1960-е.
Сценарный фундамент «Паранормальных явлений» – серия книг в мягких обложках, встретивших читателей еще в начале 90-х и почти сразу ставших бестселлерами (а заодно и выполнивших функцию «Гарри Поттера» – юные египтяне обратились к литературе). Автор романов Ахмед Халед Тауфик экранизацию уже не увидел, он умер в 2018 году, но телеадаптацию успел благословить. Разговоры о съёмках на родине книжек ходили довольно давно, еще с середины нулевых, но обрести кинематографическую плоть идеям удалось лишь под патронажем Netflix. Впрочем, создатели, авторы, режиссеры и продюсеры сериала – все египтяне: Амр Салама, снявший до этого, допустим, «Шейха Джексона» (про исламского священника фаната Майкла), Мохамед Хефзи, Валид Аль-Саббах и др.
Изначально по замыслу Тауфика протагонист должен был представлять собой настоящего антигероя: лысеющий профессор гематологии, сутулый интроверт в громоздких пиджаках, занудный скептик, робкий, постоянно рефлексирующий и не уверенный в себе – возможно, в девяностых он и вызывал симпатию от обратного, но сегодня доктор Рефат Исмаил совершенно не нуждается в приставке «анти». В первом эпизоде Рефат насильно празднует свое сорокалетие: для нас плохая примета, но доктора суеверия не пугают, вся его жизнь – одно сплошное дурное предзнаменование. Он представляет собой наглядное пособие того, как работают законы Мерфи, в том числе знаменитый «закон подлости»: «Все, что может пойти не так, пойдет не так» – кофе проливается, люстры падают, выключатели не работают. Несмотря на напрашивающееся клеймо неудачника, сам Рефат довольно философски относится к своим злоключением и, словно полемизируя с инженером, изобретает собственные законы Исмаила, вроде того, что «паранормального не существует», а «если разум пытается тебя обмануть, успокой его» – едва ли ему это удастся, скорее придется пересмотреть свои принципы.
И все же день рождения и правда не удается: кюфта, хрустальные графины, родственная кутерьма, а за столом неловкая тишина и реплики невпопад. Помимо братьев и их жен, невесты Рефата Ховайды (их сосватала сестра) приглашена и Мегги – давняя университетская подруга из Шотландии, а по совместительству и главная любовь в жизни профессора (ливанская актриса Разан Джаммаль). Но и этого оказалось мало, и так напряженная обстановка окончательно заходит в тупик с появлением еще одной невидимой гостьи – маленькой девочки в белом платье Шираз. Рефат был влюблен в нее в детстве, пока они играли в прятки на заднем дворе: братья твердят, что девочка призрак, доктор – что девочки не было. Очередная ловушка пытливого разума или дух с того света? Совсем скоро и этот вопрос будет решен.
Шесть эпизодов – шесть мифов: о пещерах, демонах, старом доме, где дети играли в прятки, разумеется, о фараоне и мумии (то, что у нас зовется в народе «клюквой», здесь может быть «папирусом», скажем). Все вместе – что-то вроде паранормального процедурала, какими были когда-то «Секретные материалы». Подельницей Рефата на пути к истине становится та самая Мегги, а ему самому предстоит пройти путь от Скалли до Малдера, от скептика до фанатика или хотя бы того, кто готов поверить своим глазам. Более или менее традиционная рамка сюжета совершенно по-другому ложится на культурный код (пожалуй, несколько экзотический в наших широтах): тревожные сирены (идет война с Израилем), газеты и арабская вязь, просторные аудитории университета, египетские чиновники и сигареты с изображением Нефертити. Рефат бесконечно курит (врачи устали предупреждать), чем невольно напоминает Константина, особенно в инкарнации Киану Ривза, – вероятно, что и встреча с Люцифером не за горами. Отчасти все это выглядит несколько старомодно, но при этом не лишено кинематографического обаяния даже в, мягко говоря, несовершенной CGI: это вопросы распределения бюджета Netflix.
Основной достопримечательностью этой экскурсии становится полижанровая пирамида, которую аккуратно и бесшовно соорудили создатели. В основе – жонглирование интонациями сродни ритмике Пон Джу Хо, в сюжете крепко переплетаются и проникают друг в друга фольклор, семейные скрепы, детские травмы, мелодраматический и сентиментальный любовный треугольник (Рафат, невеста Ховайда и Мегги), социальный подтекст и насилие, мистика и внезапные залпы неуютных скримеров под кроватью. Из литературной формы в сериал перекочевал закадровый голос, который, впрочем, не используется в формате ностальгирующего рассказчика, а служит юмору: Рефат неизменно проговоренным вслух противоречит своим мыслям. В какой-то мере эта простодушная ирония – заслуга и исполнителя главной роли Ахмеда Амина, актера комедийного, прославившегося в Фейсбуке и на телевидении.
Пока критики не особенно обратили внимания на загадочный сувенир из Египта, публика в Сети уже начала строить теории, искать переводы книг и делать прогнозы на второй сезон – в случае успеха он состоится. И честно говоря, непременно хочется, чтобы это случилось. «Паранормальные явления» – то самое хорошо забытое старое, которое очень вовремя достали из сундука с древностями, стряхнули пыль и вдохнули новую жизнь. Разве не это благая цель всемогущих корпораций: возможность открывать новые двери и консолидация зрителей и авторов по всему миру?