Превосходное российское романтическое фэнтези, выдающееся даже по голливудским меркам
С давних времен в северном городе был страшный обычай. Время от времени горожане выводили в залив лодки с молодыми красавицами, чтобы прилетающие драконы выбирали из них себе жертвы. Но однажды нашелся богатырь, который отомстил дракону за смерть своей возлюбленной. С тех пор драконы больше не прилетали, и жуткий обычай превратился в мирный свадебный обряд, в котором роль дракона исполнял жених девушки. Когда пришло время выдать замуж княжну Мирославу (Мария Поезжаева), ее суженый, приходящийся внуком драконоборцу, приказал горожанам в честь подвига его деда спеть ритуальную песню, которой некогда призывали дракона. И внезапно, к всеобщему ужасу, дракон прилетел и унес девушку в свое логово на океанском острове. Вскоре после этого Мирослава осознала, что дракон может принимать человеческий облик и что в его душе борются человеческая доброта и драконья кровожадность.
Рассуждая о проблемах российского кино, некоторые публичные фигуры говорят, что отечественным кинематографистам не следует соревноваться с голливудцами. Мол, американских бюджетов у нас никогда не будет, а без них российских «Мстителей» или «Трансформеров» не снять. Так что вместо блокбастеров в России нужно снимать комедии для публики попроще, драмы для зрителей посложней и военное кино для патриотического воспитания.
План неплохой, но разве в Америке не снимаются успешные среднебюджетные ленты, с которыми россияне вполне могут конкурировать? Взять, например, «Сумерки». Разве у нас нельзя снять нечто подобное или даже лучше? Можно. И именно такое кино снял дебютант Индар Джендубаев (бывший второй режиссер Тимура Бекмамбетова) по мотивам романа Марии и Сергея Дяченко «Ритуал». Его романтическое фэнтези об отношениях обычной девушки и «опасного» юноши с волшебными способностями напрямую конкурирует с «Сумерками». И оно кроет их, как Сибирь Бельгию.
В отличие от «Сумерек», где вампирские романтические страсти разворачиваются на фоне банальнейшей провинциальной Америки, «Он – дракон» с первых же кадров создает на экране поразительно красивую альтернативную Древнюю Русь, одновременно узнаваемую и удивительную. А когда действие переносится на остров дракона, то он, несмотря на его скромные размеры, оказывается весьма разнообразным местом, где есть и мрачное подземное логово, и уютная верхняя пещера, и небольшой пустынный пляж, и тропический уголок с экзотическими фруктами, купальней и водопадом… Сколько вы знаете экранных почти необитаемых островов, где хотелось бы поселиться? Остров «Дракона» – как раз такое уникальное место, которое в зависимости от сюжетной надобности может казаться то кошмарным, то приветливым, и второе по мере развития действия полностью побеждает. Особенно когда княжна устраивает там «евроремонт».
В то время как «Сумерки» и более близкий к «Дракону» по сюжету диснеевский мультфильм «Красавица и Чудовище» захламляют экран второстепенными персонажами, не имеющими большого отношения к основной любовной истории, Джендубаев полностью доверяет своим двум главным героям. За вычетом начала и кульминации ленты, другие разумные персонажи в кадре почти не появляются, и об их отсутствии ничуть не жалеешь, поскольку княжне Мирославе и дракону Арману и без них есть чем заняться. Когда картина начинается с того, что девушка до смерти боится дракона, а тот борется с желанием ее сжечь (у него есть на то веская драконья причина), герои проходят долгий путь, прежде чем они начинают доверять друг другу – не говоря уже о том, чтобы искренне влюбиться. И их совместное духовное путешествие оказывается захватывающим, занимательным и упоительно романтичным, а порой и пугающе драматичным. Ведь дракон – существо пострашнее вампира.
Если «Сумерки» предлагают зрительницам Роберта Паттинсона, то наше кино выводит на экран красавца совершенно иного калибра. Сын известного телевизионного актера Александра Лыкова (Казанова из «Улиц разбитых фонарей») Матвей Лыков – профессиональная модель мирового уровня, и в «Драконе» он смотрится столь притягательно, что некоторые мужчины-зрители могут усомниться в своей ориентации. При этом его пышущий жаром герой весь фильм ходит полуголым – такое кино надо было выпускать на 8 Марта!
Внешне Мария Поезжаева («Класс коррекции») на фоне своего партнера смотрится немного бледно, но зато ее героиня блещет естественностью и эмоциональным разнообразием. Не чета Кристен Стюарт, которая прославилась тем, что все «Сумерки» прошагала с одним выражением лица! Если Лыков останавливает на себе взгляды, то Поезжаева «тащит» фильм как актриса, и эта роль может сделать ее звездой. Приятно, что фильм не пытается поначалу представить девушку капризной княжной, которая не сразу отдает себе отчет, в какую передрягу попала. Мирослава с первых же мгновений в пещере ведет себя так, как повела бы себя на ее месте любая нормальная девушка, не героичная и не избалованная. И эта неподдельная человечность сразу подкупает.
С какой стороны ни посмотри, «Сумерки» в сравнении с «Он – дракон» кажутся любительским спектаклем в сравнении с голливудским кино. Даже компьютерные эффекты в российской картине более убедительны. С точки зрения жанра это практически безупречное «женское» романтическое фэнтези. Другое дело, что фильм не делает никаких реверансов в сторону «мужского» кино, и поэтому в нем меньше экшена, чем даже в «Красавице и Чудовище». Но кто сказал, что кульминация любого кино о драконах должна сводиться к мясорубке? Финал «Дракона» и так трогателен и драматичен, и этого более чем достаточно. Отличная работа!
С 3 декабря в кино.