Гранжевый кровавый сплеттер: на этот раз с привкусом семейных ценностей.
Бет (Лили Салливан) узнала о своей беременности и отправилась в гости к старшей сестре Элли (Алисса Сазерленд). Элли – мать-одиночка, воспитывающая троих своенравных детей. Обстоятельства сталкивают семью с тайным хранилищем в многоквартирном доме, который планируют снести. Именно в подвале покоится стопка смертоносных виниловых пластинок и книга Некрономикон, по неосторожности открытая ребенком и запустившая целый ряд кошмарных событий. Демонические силы высвободились, взяли под контроль Элли и теперь планируют уничтожить всю семью, заточенную в доме.
Прошло десять лет, и Некрономикон снова открылся – в откалиброванной версии «Зловещих мертвецов», которым судьба преподнесла уже третью инкарнацию. Поклонники вроде перестали фрустрировать и смирились: от Сэма Рэйми новых «Мертвецов» не жди, как в 80-е, уже точно не будет, но франшиза совершила еще один оборот после ремейка Федерико Альвареза. Если так подумать, то регулярное переизобретение велосипеда для ужасов совсем не ново – с таким же многообразием жизней недавно столкнулся «Крик», чего уж говорить о легендарной и мракобесной хоррор-франшизе, где уживались проклятья, зомби и героический Эш с бензопилой. «Восстание зловещих мертвецов» Ли Кронина – «семейный» фильм, без всякого Эша, китчевой маскулинности и даже незаменимой, казалось бы, лесной хижины.
Новой версией справедливо управляют женщины – целая семья девочек-альтернативщиц, среди которых, безусловно, центральное место занимает мать и ее трансформация в безумную инфернальную сущность. Алисса Сазерленд – удачная находка, актриса, на своем примере показавшая, как быстро можно из сострадательной покровительницы превратиться в рыжую бестию, ведомую злой силой. Не менее важно, что вся эта вакханалия теперь разворачивается в многоэтажном доме – то есть в распоряжении авторов не лесные чащи и болота, а бесконечные коридоры, паркинги и лифты, на которых можно испытать все чудеса тревеллинга камеры.
Конечно, из новых «Мертвецов» местами не выкорчевать халтуру – дух франшизы не поселился в фильме Кронина, а скорее воспроизведен в номинальных ритуалах. Претерпевшая редизайн книга снова портит жизнь людям, демонические сущности ломятся в двери, а основную модель коммуникации со зрителем фильм реализует через аудиовизуальный террор – интенсивный звук и калейдоскопическую смену кадров. Но «Восстание зловещих мертвецов» куда уютнее чувствует себя вне франшизы, самостоятельно открывая темы, которых касаться Рэйми не хотел, – превратности материнства и сохранение семьи как вопрос первостепенной важности. Теперь в веренице проклятых событий нет места Эшу, режущему мертвечину направо и налево: обезопасить чадо любой ценой и есть героизм с точки зрения современности, бегущей от брутального китча 80-х. Материнская и сестринская динамика имеет место быть, но как только фильм уходит в кровавую возню, то драматическое измерение приобретает третьестепенную важность – Кронин, в точности повторяя за сиквелом Рэйми, предлагает наслаждаться слэпстиком и мясной хореографией. Получается не так смешно и забористо, как хотелось бы, да и современный хоррор – странный монстр, пытающийся усидеть на двух стульях: серьезности и бесперебойной иронии. В случае с Рэйми и даже ремейком Альвареса подобных трудностей не было: в первом ирония верховодила материалом, во втором – звенящая серьезность реализма. Основная проблема: Кронин все полтора часа проводит в исканиях своего уютного места между Рэйми и Альваресом, так и не разобравшись, что есть его «Зловещие мертвецы».
А вот по части жанрового инструментария ребут Кронина точно не спасовал – все декоративные возможности в создании инфернального ужаса «Мертвецы» реализовали с успехом: галлонов крови использовано столько, сколько, наверное, не расходовал ни один современный хоррор, одним моментом все живое в кадре превращается в подобие мясных кукол – удачный мостик к бутафорским кошмарам Брайана Юзны. Имеется даже свой ответ кубриковскому «Сиянию» с кровавой баней в лифте – да и в целом Кронин здесь не стесняется играть с вокабуляром американских ужасов 70-х, подмигивая то «Изгоняющему дьявола» (полупародийной сценой с намеком на экзорцизм), то «Техасской резне бензопилой». Лучший аргумент – все еще старая добрая бензопила, задающая грамматику сюжета, но ею дело не ограничивается: по хронометражу разбросаны все необходимые колюще-режущие предметы, начиная от кухонной терки и заканчивая ножницами. Безостановочный, отчасти безалаберный к повествованию сплеттер выводит сюжет на уровень телесно-ориентированной эстетики, где важны только две вещи – как и где лучше всего отрезать.
В целом «Восстание зловещих мертвецов» выглядит как гранжевая работа, откровенно неуютная, снятая почти как идеальный клип для альт-рок-исполнителей. В какой-то степени и лента Кронина должна была стать альтернативой, вместо кинотеатров пойдя на стриминговые сервисы (изначально «Мертвецов» планировали выпустить на HBO Max), но фильму дали шанс выйти на большую кинотеатральную арену. Критики оказались к нему благосклонны – что ж, возможно, новое заклинание действительно подействует и больше «Мертвецов» перезапускать не понадобится.