История романтического и творческого союза Василия Кандинского и Габриэле Мюнтер.
1942 год. К Габриэле Мюнтер (Ванесса Лойбль) наведываются солдаты в поисках «дегенеративного искусства». Незваные гости уверены, что женщина прячет дома работы бывшего возлюбленного Василия Кандинского. Вскоре действие переносится в 1900-е: для молодой Габриэле, которую все называют Эллой, все только начинается — впереди художественные поиски, путешествия и посещения курсов изобразительных искусств. На одном из таких занятий девушка знакомится с учителем Василием Кандинским (Владимир Бурлаков). Несмотря на наличие жены у живописца, учитель и ученица быстро сближаются и становятся любовниками. Эллу и Василия объединяет не только романтика, но также и страсть к искусству, и желание перемен.
Василий Кандинский не нуждается в представлении. Российский художник творил в Германии, нарушал правила, вершил на холсте революцию посредством абстрактных фигур. Личность Габриэле Мюнтер менее известна, но, возможно, более интересна: свободолюбивая барышня начала прошлого столетия не вписывалась в общепринятые рамки, искала собственный стиль среди гениев (в основном мужчин), вращалась вокруг известных творцов и кружилась от любви к непостоянному Кандинскому. Немецкая художница предсказуемо осталась в тени и возлюбленного, и прочих живописцев того периода: речь не столько о художественных способностях, сколько о гендерных возможностях. С первых сцен фильма мы видим, в каких неравных обстоятельствах находятся мужчины и женщины: мастерские, где позволено учиться и юным леди, — редкая возможность, которую жадно использует Элла.
Локализованное название обманчиво настраивает зрителя на байопик Кандинского, в котором Мюнтер отведена разве что роль музы. Но режиссеру Маркусу Розенмюллеру интересна непосредственно фигура Эллы: история начинается с художественных метаний мечтательницы и заканчивается разбитым сердцем. Василий — человек, который то появляется, то исчезает из жизни Мюнтер. Сердцем фильма до последних кадров остается Элла, глазами которой и показана грустная история любви. Подающая надежды художница уносится за Кандинским в богемный мир, который обещает и признание, и тихое счастье. Возможно, роль музы в паре отведена не Элле, а Василию, а может, им обоим: партнеры бок о бок пишут на природе, стремятся обновить художественный язык и так или иначе влияют на стили друг друга. Главная же претензия к фильму заключается в том, что мы едва ли узнаем об особенностях работы Мюнтер: окружающие то и дело восклицают о таланте героини, но экспрессионистские искания остаются за кадром, в центре сюжета — токсичные отношения, в конце концов сломившие бунтарский дух немки.
Подобно большинству биографических драм, «Кандинский и его муза» фиксирует на экране важные вехи в истории Василия и Эллы: знакомство и лето любви во Франции, членство в группе экспрессионистов «Новое мюнхенское художественное объединение», а после создание знакового объединения «Синий всадник», начало Первой мировой войны и конец романа, который так и не был зарегистрирован официально. Затрагивая ключевые годы из биографии художников, Розенмюллер рисует нелицеприятный портрет российского мастера, чье непредсказуемое поведение превратило вольную птицу в несчастную женщину. Режиссер, очевидно, принимает сторону Мюнтер, к которой несложно проникнуться сочувствием.
Удивительно, но картине об экспрессионистах не хватает живости и бьющих через край эмоций. Немецкую ленту сложно назвать незаурядной драмой, творение Розенмюллера, скорее всего, потеряется на полке фильмов о художниках и их сложной личной жизни. Но, вопреки всем недостаткам, «Кандинский и его муза» найдет своего зрителя. Прежде всего, среди тех, кто не в силах оставаться равнодушным при виде голубых мазков живописцев «Синего всадника». Фильм показывает будни революционеров с кистью в руках, но что самое главное, рассказывает историю затерянной среди громких имен Габриэле Мюнтер — женщины, которая не только сыграла ключевую роль в жизни великого творца, но и сама являлась ярким голосом эпохи.