Уютный, но совсем не обязательный реюнион к Хэллоуину.
Народная примета: если Венецию заполонили туристы не в карнавальных костюмах и расписных масках, а с заспанными лицами и бейджами на груди, значит, начинается Мостра — один из главных европейских фестивалей. На открытии ставка сделана на старых знакомых и жанровые радости без угроз: первым показом стал «Битлджус Битлджус» — сиквел паранормальной сказки Тима Бертона о полтергейсте-биоэкзорцисте со скверным характером (Майкл Китон).
Смерть в измерении Бертона, как водится, не разлучает, а, наоборот, сближает. Вернуться в Коннектикут и открыть двери старого доброго дома с привидениями семью Дитц побуждает трагедия: умирает хозяин особняка Чарльз. Его супруга Делия (Кэтрин О’Хара) справляется с горем посредством арт-терапии, а внучка Астрид (Дженна Ортега) ушла в учебу и не горит желанием общаться с мамой. Готическая принцесса Лидия (Вайнона Райдер) стала готической королевой, построила карьеру в области спиритических сеансов по ТВ и завела назойливого ухажера-менеджера (Джастин Теру). По ту сторону жизни не менее навязчивую привязанность проявляет и «собранная» дама в черном: эффектная незнакомка (Моника Белуччи) во чтобы то ни стало должна найти Битлджуса. Но отчего-то она не произносит имя дяди в полосатом костюме трижды, чтобы призвать мистера всуе.
Уместнее всего «Битлджус Битлджус» будет смотреться даже не в кинотеатрах (мировой прокат стартует в сентябре), а на стриминге в сезон Хэллоуина и тыквенных пирогов. У Тима Бертона вышел этакий праздничный спэшл с воссоединением дорогих сердцу героев и примесью легкого мракобесия. Лента распадается на три почти независимые сюжетные линии, которые вполне могли бы стать самостоятельными корометражками. Конферансье-Китон с метаподмигиваниями может устроить вечерний сеанс в трех актах: занятный детектив о покойниках-рецидивистах с отличной партией Уилема Дефо и бессмертным обаянием Моники Белуччи, мрачную версию «Каспера» с лиричной Дженной Ортегой и разговорами о Достоевском и байку о привидениях — точнее, о живой Вайноне Райдер в мире мертвых.
Бертон не изменяет себе: зритель проходит через небрежно сколоченный портал в измерение оживших детских кошмаров. Все визжит, бренчит, танцует, кувыркается в хаотичных залпах энергии, управляемой восхитительной музыкой Дэнни Эльфмана. CGI-приколов стало больше, но все же чувствуется нержавеющая любовь режиссера к аналоговым эффектам и ламповым монстрикам — загробная жизнь то манит «пьяным поездом» в небытие с танцами в стиле диско, то усыпляет очередями в бюрократической конторе, которые и мертвого загонят в гроб. Помимо демонстрации очевидных наследственных связей с оригиналом «Битлджус» ворошит и другие памятные подарки в сундуке фильмографии Бертона — можно почувствовать мрачный холод «Бетмэна», гробовую романтику «Трупа невесты» и неизящный юмор «Марс атакует!».
Сложно прочертить границу, где карусель макабра с возрастным ограничением «7+» (даже если дистрибьюторы настаивают на большем цензе) перестает радовать нарядной фактурой и утомляет брожением старых дрожжей. Всерьез ругать «Битлджуса Битлджуса» — разумеется, занятие довольно снобское и неблагодарное. Фильм сочинен с нескрываемой любовью и бережным отношением к памяти: в отличие от многих продолжений, «Битлджус» совсем не воспринимается как откровенный паразитизм на ностальгии. Но в то же время едва ли у ленты есть шанс стать входным билетом во вселенную для нового поколения зрителей под флагом легаси-сиквела — слишком бумерской выглядит эта непрошеная радость и слишком бесхитростные предлагает морали. Фильм (или все-таки контент?) вполне может поднять настроение почитателям оригинала в дождливый осенний вечер и в то же время жутко утомить всех остальных.
Про Битлджуса мне интересно, удастся ли Ортеге хоть одним носочком чёрного ботинка выйти за границы роли Уэнсдэй. Или от неё наоборот потребовали абсолютного следования полюбившемуся канону? По трейлерам пока не понятно, но чует моё серд...це, быть ей снова Уэнсдей из меркантильных студийных соображений