Средненький китайский компьютерный мультфильм о животных зодиака, которые пытаются защитить миропорядок от коварных злодеев
В незапамятные времена Небесный Правитель устроил соревнования по бегу среди животных и наградил 12 победителей бессмертием и местами в зодиакальном цикле. Тысячелетия спустя дракон, пятый по счету среди животных зодиака, бесследно исчез, и его функции начала выполнять птица-феникс. Прошло еще 500 лет, и в современном Китае школьница Джен нашла драконью чешуйку, могущую привести к ее обладателю. В этот момент феникс загадочным образом переродилась и превратилась в злобное чудовище, пытающееся разделаться с другими зодиакальными животными. Чтобы предотвратить вселенскую катастрофу, Джен и звери зодиака должны разыскать дракона и вернуть его в чертоги Небесного Правителя.
У китайских коммунистических цензоров сложные отношения с религиозными и мистическими историями, которые проповедуют архаичные суеверия. Однако на детские сказки, основанные на китайском фольклоре, эти запреты не распространяются. Пусть лучше дети верят в китайский зодиак, чем в древнегреческий! Поэтому, по заверениям гонконгских и китайских создателей полнометражного комедийно-приключенческого мультфильма «Где дракон?», никаких существенных проблем с цензурой у них не было, и бдительные чиновники пропустили на экран почти все, что аниматоры хотели нарисовать. Включая, например, Небесного Правителя, показанного с большей симпатией и уважением, чем показывали сказочных царей в советских мультфильмах. И это при том, что действие «Где дракон?» развивается не в былинные времена, а в нынешнем Китае, и главная героиня Джен – самая обычная современная девчушка.
Хотя нет, не самая обычная. Юные герои в подобных историях часто оказываются добродетельными ребятами, которые с готовностью берутся за «квесты» по спасению человечества. Джен, однако, поначалу ведет себя как маленькая хулиганка. Она не слушается бессмертных животных, обманывает их и пытается использовать в своих интересах. Лишь когда после череды передряг девочка осознает, как опасно происходящее на Небе и на Земле, она берется за ум и использует свою смелость и решимость как героиня, а не как эгоистка. Это определенно идет фильму на пользу, поскольку делает Джен человечной и интересной, а заодно оставляет ей место для духовного роста. При этом девочка не совершает ничего такого, что помешало бы зрителям сопереживать ей и видеть в ней главную героиню.
К сожалению, картина сама подводит Джен, поскольку чувствует себя обязанной включить в повествование всех животных зодиака (и еще несколько существенных и второстепенных героев). Пока девочка имеет дело лишь с несколькими бессмертными, она остается главной героиней, и действие стремительно мчится вперед. Но когда в сюжет втягиваются все 12 животных (13 с фениксом), фильм затормаживается из-за необходимости дать каждому персонажу слово, а Джен из-за отсутствия у нее особых магических или физических способностей оттесняется на второй план. Ведь, скажем, в бою дракона с фениксом девочка может лишь болеть за нового друга. Кроме того, у центральных героев могло бы быть больше приключений, если бы «хвост» из едва участвующих в событиях животных не пожирал экранное время, как свинья помои.
Кстати, о свиньях. В «Где дракон?» многовато туалетных шуток, преимущественно связанных со свиньей (12-й знак зодиака). В картине даже есть пара сцен в придорожном туалете. Любовь сценаристов к неприятным запахам и естественным отправлениям тем более странна, что это история о девочке, а не мальчике. Или у китайцев правила приличия радикально отличаются от наших?
Наконец, надо отметить, что графика и анимация ленты слабоваты по современным голливудским меркам, и героям фильма не очень идут глаза-бусинки на больших круглых лицах. Конечно, не все должны рисовать персонажей так, как это делают японцы и диснеевцы, но большие выразительные глаза всегда хорошо смотрятся. Особенно когда на экране рисованные дети и маленькие животные.
В целом «Где дракон?» довольно удачен по китайским меркам, но по мировому гамбургскому счету его можно назвать лишь «компетентным». Если ваш ребенок не увлекается китайской мифологией, этот мультфильм можно спокойно пропустить.
С 4 августа в кино.