Комедия о разнице между «московским» и провинциальным менталитетами выходит на новый уровень, и вторые «Жуки» оказываются ещё лучше, чем первые.
В первом сезоне трое москвичей-айтишников (Вячеслав Чепурченко, Павел Комаров, Вадим Дубровин), отбывающих альтернативную службу в богом забытой деревне Жуки и разрабатывающих dating-приложение на миллион, пытались сбежать из места «злоключения». Во втором сезоне они свыкаются со своей участью и становятся полноправными деревенскими жителями, не забывая о налаживании не только профессиональных связей, но и романтических. Никита сходится с дочерью полицейского Катей (Дарья Алыпова), Дэн вот-вот женится на доярке Дине (Елизавета Гончаренко), а Артемий может стать отцом ребёнка продавщицы Иры (Екатерина Стулова). И за всем этим разнообразием страстей наблюдают неизменный участковый лейтенант Маслов (Максим Лагашкин) и инвестор Марченко (Игорь Верник). Полицейский в попытках сохранять серьёзное лицо всё время попадает в «вонючий случай», бизнесмен старается продать приложение, разрабатываемое компьютерными гениями, но ему постоянно мешают обстоятельства непреодолимой силы.
Синопсис вторых «Жуков» выглядит как сюжет какого-то «Спиннера любви» от USB Production, но ассоциация, конечно, неверная. Авторы Максим Пешков и Сергей Нотариус сделали невозможное: и без того отличный первый сезон оказался лишь предисловием ко второму. «Жуки 2» написаны и сняты смешнее, изобретательнее и даже, не поверите, умнее. В оригинальной части перед нами были лишь разложены предлагаемые данные: трое умников-компьютерщиков из Москвы оказались в незнакомой им далёкой от цивилизации среде и пытались к ней приспособиться. Вот, если вкратце, и весь первый сезон. Во втором сезоне мы практически забываем о миссии москвичей (серверы и украденные трансформаторы еле-еле, но работают, и ладно, можно забыть об этом) и концентрируемся на их взаимоотношениях с жителями Жуков, то есть нам дана возможность поближе познакомиться с местными. С каждым по отдельности и весьма тщательно. Каждый герой рассматривается сквозь призму происходящих событий и, соответственно, претерпевает ряд изменений. «Жуки 2» – по-прежнему ситком, но с человеческими лицами.
Отец Александр (Виктор Бычков) грешит во все тяжкие: участвует в краже трансформаторных будок, покрывает прелюбодействующих и вообще ведёт себя, как ушлый авантюрист. Экс-миллионер Марченко, пока айтишники работают, учит сельское население демократическим ценностям и, разумеется, получает по щам от местных мужиков за речи о гендерном равноправии и невозможности харрасмента на рабочем месте. (Вообще, как наш инвестор выживает, совершенно непонятно. Если в первом сезоне на него падало всё, что подчиняется законам гравитации, то здесь в него мечут ножи, стреляют, его бьют током, сбивают на машине и под конец сбрасывают с обрыва.) Дэн и его невеста Дина разрабатывают новый метод дойки коров под классическую музыку, что вызывает, мягко говоря, недопонимание односельчан. Никитос, отрезвев после обрыва отношений с бывшей девушкой, обнаруживает, что у участкового Маслова есть симпатичная дочка, которую исключили из института УВД. И так происходит со всеми жителями Жуков и их гостями: у каждого своя парабола, своя арка (чего практически не было в первой части).
Но главными действующими лицами второго сезона неожиданно становятся не понаехавшие столичные друзья, а лейтенант Маслов и недавно «откинувшийся» Толян (Владимир Епифанцев). Героя Максима Лагашкина постоянно кидает в настолько нелепые ситуации, что, устав смеяться над его приключениями, мы начинаем сопереживать ему не как комическому, а как драматическому герою. Весь набор свалившихся на участкового бед развивает его линию от психованного комического полицейского до нормального человека, готового расплакаться из-за трогательной новости о его дочери. Главная же трансформация ожидает зрителей от Толяна. В переломной для сюжета 9-й серии этот качок с одной извилиной под черепной коробкой, обострённым чувством ревности и неприятием любых нетрадиционных ценностей внезапно становится «толерантно терпимым». Раз его жена и столичный «причёсанный» товарищ любят друг друга, то он отпускает Ирину. Пускай это и станет одной из многих комедийных линий, но страдающий и рефлексирующий бывший «зэк» – это дорогого стоит. Отдельные аплодисменты заслуживает Раиса Рязанова, исполнившая всего на одну серию роль мамы Толика – натуральной ведьмы с «блатными» понятиями. За несколько минут появления на экране она докручивает до конца историю Ирины, Арсения и своего сына.
Все эти перипетии собираются вместе в мало изученный в отечественной киноиндустрии жанр, когда ситком перестаёт быть просто многосерийной комедией и становится, как говорит неподготовленный зритель, «фильмом со смыслом». Мы не зря употребляем здесь киношную, а не телевизионную лексику, потому что в «Жуках 2» оператор Степан Бешкуров под руководством режиссёра Константина Колесова добился мастерски снятых, сочных и необычных кадров (особенно в динамических сценах) – всё это ведёт к тому, что как минимум странно определять «Жуков 2» в списки обычных российских ситкомов. Слегка портят картину не совсем аккуратные работы некоторых актёров, но за разъезжающего на велосипеде эпизодического Бычкова в образе батюшки с поговоркой «Ситуация…» можно простить многое, если не всё.