Выходит "Генуя" Майкла Уинтерботтома -- семейная история с привидениями от автора "Круглосуточных тусовщиков".
Потеряв в нелепом ДТП жену-американку, профессор Джо (Колин Ферт) – мужчина британских кровей, как, впрочем, и сыгравший его актер – прощается с неродной Америкой, берет в охапку двух несовершеннолетних дочек и улетает в Геную, где устраивается на работу в местный университет. Собственно, ДТП и быстрый перелет через Атлантику – единственные два происшествия, тянущие в фильме Майкла Уинтерботтома на звание "сюжета". Оставшиеся час двадцать из полутора занимает пространный эпилог, отчасти аранжированный как смутное переживание случившейся трагедии, отчасти как погружение героев в новую непривычную среду чужого города. И то и другое сопровождается мелкими недоразумениями. Во время выезда на пляж, например, теряют в можжевеловых кустах маленькую дочку. Слава богу – отыскали. Старшую увозят в ночь на моторолере местные рагаци. Все обошлось, но папа не спал всю ночь. Наконец, на вдовца строят виды дамы: бывшая однокурсница (Кэтрин Кинер) и студентка с грудью. Все виды разбиваются вдребезги о невозмутимый профессорский лоб Колина Ферта, как и привидение его жены, мелькающее то там, то сям. В конечном итоге единственным надежным видом, цепляющим взгляд в "Генуе", остается Генуя, которая прекрасна.
Похоже, что этот итальянский городок, уловленный, словно экзотичное насекомое, в кодаковский желатин фирменным оператором Уинтерботтома Марселем Зюскиндом- единственное, на чем вообще имеет смысл фиксировать здесь свое внимание. Все прочее содержание картины ускользает от определений точно также, как уходит в постоянный расфокус фигура погибшей матери, которая никак не хочет расстаться с дочкой в платочке. Так, от замаячившего было любовного треугольника из профессора, однокурсницы и студентки с грудью остаются три гордых одиночества, не соединенные никакой историей. Драматичные отношения вдовца с детьми режиссер, не захотевший углубляться в этот темный лес слишком далеко, тоже нарисовал одним пунктиром. Неопределенность царит и с привидением. То ли это остатки от первоначального замысла Уинтерботтома испытать себя в жанре мистики. То ли повод дать ребенку валерьянки. То ли фигура умолчания, символизирующая прошлое, с которым пришла пора расстаться и жить спокойно дальше. То ли просто нервные издержки перелета через Атлантику и смены часового пояса.
Надо признать, что в этом состоянии Уинтерботтом балансирует все полтора часа своего фильма весьма и весьма искусно: хорошая режиссерская форма вроде на лицо, при полном, однако же, отсутствии содержания. Не так ли, впрочем, влюбляются с первого взгляда в чужой город? Англичанин влюбился в Геную, по которой так хорошо гулять, а не сидеть взаперти у себя дома, сочиняя страшные истории.
И зря Уинтерботтома за "Геную" так ругают. Просто шумная, солнечная, экстравертная линия города полностью поглотила у него интровертную со всеми ее смертями и скелетами точно также, как лето, наступающее на Италию, поглощает оставшуюся по ту сторону океана зиму, в которую произошло злосчастное ДТП. Собственно, это еще одна история про английский сплин на отдыхе в Италии. Актуальная, надо сказать, и для нашего климатического пояса.