Китайский классик по-прежнему в форме.
1937 год. Японцы заняли Нанкин и азартно истребляют встречных китайцев. Заезжий американский гробовщик (Бейл) перековывается из беспринципного пьяницы в герои, переодевается священником и берет под свою опеку группу девочек-послушниц вместе с компанией прибившихся к монастырю проституток.
Несмотря на ряд камерных картин, обласканных на главных европейских фестивалях, Чжана Имоу прежде всего принято считать мастером большого стиля. Тем удивительнее, что человек, последние лет десять высказывающийся исключительно на тему национальной идентичности, добрался до главной китайской трагедии XX века только сейчас.
В «Городе жизни и смерти» – другом хорошем и относительно недавнем фильме о нанкинской резне – авторы в погоне за достоверностью засыпали горизонт трупами и полфильма прямо в кадре насиловали все, что шевелилось. Чжану Имоу хватило одного короткого (хоть и кровавого) боя и одной убитой девочки, чтобы в капле отразилось море. Он не стремится шокировать, наоборот, как всегда старается примирить. Когда-то в своем, наверное, лучшем фильме "Герой" режиссер в равной степени любовался и императором, и его убийцами. Прекрасные терракотовые памятники прошлого своим противостоянием заложили фундамент того, что до сих пор называется Поднебесной, так зачем же делить их на правых и виноватых? Ничего не изменилось: если Родина в опасности, солдаты Нанкина не покинут обреченный город, падшие женщины стройной колонной пойдут на подвиг, а про убитого коллаборациониста в финале непременно скажут, что "он был хорошим человеком" и "без него мы бы не справились".
Умение видеть вечность, не отвлекаясь на сиюминутные эмоции, и отличает правильное патриотическое кино от, скажем «Утомленных солнцем 2», где тоже есть постановочный размах и трагедия целого народа, но в каждой сцене сквозит попытка свести счеты с историей. После просмотра "Цветов войны" китайский зритель наверняка чувствует гордость за предков, ну а нам остается довольствоваться экзотической красотой исполнительницы главной роли и задумчивым лицом Кристиана Бейла, чья традиционная сдержанность на фоне китайских коллег выглядит чуть ли не истерикой.