Слишком поверхностная для серьезной драмы экранизация трагических событий, развернувшихся вокруг нескольких неудачливых финансистов, интересная лишь присутствием в кадре Кевина Спейси
1983 год. Недавние выпускники престижной бизнес-школы Джо и Дин оказываются перед выбором: либо тянуть лямку обывателя со скромными зарплатами, закладными, кредитами и ипотеками, либо рискнуть и путем игры на бирже быстро обогатиться. Вот только рисковать парням нечем, и они, пользуясь обаянием и ловко подвешенным языком, привлекают инвестиции сначала своих знакомых, а затем крупных финансистов. Умудрившись запудрить мозги даже самым бывалым акулам бизнеса организацией уникального клуба доверительных коммерческих сделок, друзья тем не менее однажды оказываются у разбитого корыта – как выясняется, они и сами стали жертвами мошенника, воспользовавшегося их неопытностью и слабостями. В отчаянии Джо и Дин пытаются спасти ситуацию, но большие деньги уже начали свою кровавую жатву…
Ситуация, развернувшаяся вокруг Кевина Спейси, поставила всех нас в неудобное положение. Резонанс, вызванный его поступками, на которые лишь недавно был пролит свет, оказался столь мощным, что о его актерском таланте стало даже как-то неудобно говорить – кажется, что, восхищаясь игрой, ты невольно оправдываешь грязь, в которую Спейси умудрился нырнуть с головой. Так же, кажется, думают и голливудские режиссеры и продюсеры – Ридли Скотт, например, из своего фильма «Все деньги мира» Спейси старательно «вымарал». А вот Джеймс Кокс, автор исторической криминальной драмы «Клуб миллиардеров», оставил актера в кадре и, кажется, именно этим спас среднюю по большому счету ленту. Причем играет Кевин человека самовлюбленного, эпатажного, окруженного молодыми красавцами и звездами искусства, – если эта роль станет последней в карьере Спейси, то жирнее черту подвести сложно.
Впрочем, оставим Спейси на время в стороне – в фильме он играет второстепенного персонажа, а на переднем плане разворачивается история двух молодых финансовых мошенников, умудрившихся «раскрутить на бабки» несколько десятков весьма искушенных в коммерции и инвестициях людей, едва ли не цвет американского бизнеса. За счет чего? Да, как и всегда, молодости, наглости, умения пустить пыль в глаза, ловкости выдавать убытки за прибыль, эквилибристики перекладывания денег из одного кармана в другой, выдавая это за пополнение общего банка; полагаем, что с этим столкнулись и многие из наших читателей, когда изучали деятельность или даже вкладывали средства в различные МММ, ПИФы или Пенсионный фонд России. Стоит отметить, что финансовую сторону вопроса Джеймс Кокс показывает на редкость скучно – это вам не «Волк с Уолл-стрит» и не «Игра на понижение», создается впечатление, что автор не понимает, о чем рассказывает, а потому тонкие места просто комкает.
Если не получается деловая сторона вопроса, то история Джо Ханта и Дина Карни дает возможность играть на других полях, однако Кокс не блещет и там. Лента начинается как рассказ о дружбе двух молодых людей, которые вместе погружаются в неприятности и держатся друг за друга до конца, но фильм об этом быстро забывает – примерно с середины Энсела Элгорта и Тэрона Эджертона режиссер разводит по разным углам ринга, и достаточно привлекательный тандем персонажей на глазах тускнеет. Не работает в ленте и романтическая линия – при всем старании Элгорта и Эммы Робертс отношения их Джо и Сидни очерчены легкомысленным пунктиром, за которым зрители сами должны придумывать, что сблизило двух людей и могла ли их связь вылиться во что-то серьезное.
А вот что режиссеру удалось однозначно и безоговорочно, так это создание атмосферы – поскольку действие разворачивается в богатейших кварталах Лос-Анджелеса, в клубах, переполненных звездами и богатейшими людьми в Америке, то все усилия авторов «Клуба миллиардеров» оказались направлены на воссоздание гламура 80-х с льющимся из динамиков синтипопом, блестками с пола до потолка и костюмами невероятных фасонов. Даже если вам кажется, что после череды ретро-сериалов и «Первому игроку приготовиться» про конец прошлого века сказать нечего, «Клуб» стоит посмотреть – пышную внешнюю оболочку создатели картины прочувствовали и воссоздали с большой любовью.
Другое дело, что внешнее плохо заменяет внутреннее – шумные яркие вечеринки удались, а вот вне этой пестроты картина сразу замедляется, буксует, разменивается на мелочи и откровенно тратит ваше время, вспыхивая магическими огнями лишь в тех редких эпизодах, когда в кадр входит Кевин Спейси, чей герой предпочитает наряды ядовито-химических оттенков. Но здесь мы опять возвращаемся к началу беседы – общественное порицание заставляет стесняться восхищения работой этого актера.
Как ни печально, но присутствие в кадре опальной звезды для «Клуба миллиардеров» стало гораздо более значимым аргументом, чем основанная на реальных событиях сюжетная конструкция со взлетом, двумя убийствами и падением, чем четко артикулируемая мысль о мошеннической природе финансовых институтов и даже чем набор молодых звезд, которым тащить на себе Голливуд ближайшие 10-15 лет. Фильм останется в памяти лишь как последняя работа Кевина Спейси, разрушившего свою жизнь собственными руками, совсем как герои картины.
С 19 июля в кино.