Красивый и эффектный российский фэнтези-мульфильм с фундаментально некомпетентным сценарием
Красивый и эффектный российский фэнтези-мульфильм с фундаментально некомпетентным сценарием.
В давние времена белые волки жили в лесах около деревень и охраняли людей от всевозможных напастей. Но однажды волки исчезли, и люди остались без защиты. Этим воспользовались злобные гиены, служащие под началом королевы обезьян. Они напали на человеческую деревню и поработили всех ее жителей. Спастись удалось лишь маленькому мальчику Савве. Во время побега он наткнулся на Ангу, последнего из белых волков, и тот рассказал, что идет к могущественному волшебнику, который может вернуть в леса волков и освободить деревню Саввы. Быстро подружившись и обзаведясь еще несколькими спутниками, мальчик и волк отправились к волшебнику, живущему на высокой горе, которая со всех сторон окружена армией обезьян.
Один из самых известных российских музыкальных продюсеров Максим Фадеев начал новую карьеру. Ему уже доводилось заниматься анимацией в эпоху расцвета проекта «Глюк'oZa», но полнометражный эпический детский мультфильм – это, конечно, совсем другой коленкор. По словам Фадеева, выступившего в качестве режиссера, автора идеи и соавтора сценария «Саввы», он и его команда работали над своей первой картиной целых восемь лет. Были ли эти годы потрачены с толком?
Да, были. Графика и анимация «Саввы» не безукоризненны, но замечательны. Это определенно один из самых технически впечатляющих 3D-мультфильмов, созданных за пределами мира голливудских мультбастеров с их запредельными бюджетами и колоссальными творческими группами. Это размашистая, в полной мере эпическая постановка с множеством персонажей, колоссальными массовками и разнообразными пейзажами. Впечатляет и перечень знаменитых актеров и музыкантов, приложивших руку к озвучанию не только основных, но и эпизодических ролей. С организаторскими способностями у Фадеева определенно все в порядке, и он собрал под своим началом очень талантливую команду.
К сожалению, сам он их подвел. Хотя сценарий фильма писали еще два человека, мы водружаем всю ответственность за сюжет «Саввы» на Фадеева, поскольку основная проблема картины фундаментальна. «Савва» придуман человеком, который не понимает, как должны быть устроены героические истории. Именно так, ни больше, ни меньше. И жаль, что среди подчиненных Фадеева не нашлось никого, кто бы указал на две зияющие прорехи в сценарии – прорехи, которые столь велики, что с таким рваным парусом фильм плыть не может.
В самом деле, в чем основа любой героической истории? В том, что в ее кульминации главный герой ведет себя героически и определяет исход событий. Он может взорвать Звезду Смерти, облить колдунью водой, указать дружественным войскам, где враги прячут свою главную пушку, донести волшебное кольцо до вулкана… Вариантов миллион. Но подвиг должен быть.
В «Савве» же его нет! Вообще нет! Заглавный герой на всем протяжении фильма оказывается абсолютно бесполезным существом, а в кульминационном сражении, где сходятся четыре (!) огромные армии, он сражается как обычный солдат и не совершает ничего сюжетно важного. Исход битвы определяют совсем другие персонажи, которые бы победили и без Саввы. Учитывая, что из четырех армий три оказываются на стороне Добра. Может быть, Савва собрал их вместе? Нет, это тоже заслуга других героев. Савва же для победы не сделал почти ничего.
Да, в эпилоге фильма Савва совершает-таки нечто крутое – побеждает в рукопашной схватке второстепенного злодея. Но к этому моменту за спиной мальчика стоит целая армия его друзей, а злодей оказывается почти что в одиночестве. Его сторона побеждена, его преступному бизнесу пришел конец, и сюжет картины практически исчерпан. А, как мы специально отметили, подвиг нужно совершать не в эпилоге, а в кульминации, когда судьба Добра висит на волоске. В противном случае то, что могло бы быть подвигом, оказывается тривиальным избиением. И, кстати, совершенно непонятно, с чего вдруг мальчик, которого никто специально драться не учил, вдруг начинает сражаться как Джет Ли. Однако это уже мелочь – мало ли как может проявить себя «сердце воина»!
Вам этого мало? Вот еще одна сюжетная прореха, которая не столь критична, но тоже весьма существенна. Как мы уже заметили, в кульминации ленты три армии сражаются против одной, и злодейская армия не кажется превосходящей силой. Наоборот, как только солдаты выходят на поле боя, становится ясно, что негодяи обречены – их много, но они явно слабее. И командует ими не суперзловещий генерал, а существо, над которым картина предыдущий час регулярно смеялась. Что интересно, суперзловещий генерал в «Савве» есть, но он воюет на стороне Добра! Помните кульминацию первого приквела «Звездных войн», где нелепые гунганы сражались с дроидами? А теперь представьте себе битву, где гунганы одновременно бьются с дроидами, с джедаями и с клонами, и зрители должны переживать за последних, а не за первых. Прямо скажем, это резня, а не героическая баталия.
У нас есть и другие претензии к сценарию картины – например, вряд ли стоило уделять столько времени затянувшейся шутке про пускание газов. Но какой смысл обсуждать второстепенные детали, если фильм проваливает базовый тест на соответствие жанру? Эпическая героическая история без героического подвига и героического сражения – это как чай без заварки и горячей воды.
Другое дело, что сахар и лимончик в картине все-таки есть. Центральные персонажи «Саввы» яркие и разношерстные (в буквальном смысле этого слова), увязывающаяся с ними девочка оказывается не «девой в беде», а компетентной волшебницей, в фильме есть забавные гэги и шутки, а также неожиданные сюжетные ходы, и всем, кто интересуется российской анимацией, картину стоит увидеть. Хотя бы для того, чтобы оценить, на что способны отечественные художники и мультипликаторы, когда их просят «сделать красиво».
С 12 ноября в кино.