Интригующая телевизионная антология экранизаций рассказов культового американского фантаста
В недалеком будущем компьютерные технологии сменились технологиями биологическими. Полиция использует телепатов, чтобы выявлять бунтовщиков, но даже преданные власти копы с презрением и страхом глядят на тех, кто может узнать их самые сокровенные мысли. Внезапно в городе появляются причудливые капюшоны, которые блокируют чтение разума. Само существование таких приспособлений может разрушить систему власти, и следователь Росс (Ричард Мэдден) вместе с телепатом Хонор (Холлидей Грейнджер) отправляются на поиски создателя капюшонов.
Успех британской фантастической телеантологии «Черное зеркало» вызвал интерес продюсеров к подобного рода проектам, и известный телефантаст Рональд Мур, создатель цикла «Звездный крейсер “Галактика”», разработал для британского телевидения антологию, основанную на рассказах Филипа К. Дика.
В особом представлении этот автор не нуждается. Любой поклонник футуристики отлично знает рассказы и романы Дика, которые легли в основу таких знаменитых картин, как «Бегущий по лезвию» и «Особое мнение». Мрачное и буйное воображение писателя еще не раз вдохновит экранизаторов и подражателей.
«Электрические сны» устроены так же, как «Черное зеркало». Первый сезон шоу – это десять часовых эпизодов, которые не связаны ни сюжетом, ни персонажами. Их роднит лишь общий источник материала и принадлежность к научной фантастике. Судя по перечню использованных рассказов, нас ждут космические, робототехнические, компьютерные истории – или, как в случае с открывающей шоу серией «Создатель капюшонов», история о телепатах.
Перечень задействованных звезд впечатляет не меньше, чем разнообразие затронутых тем. Ричард Мэдден из «Игры престолов» и Холлидей Грейнджер из сериала «Борджиа» в первом эпизоде – лишь затравка перед появлением в последующих сериях таких знаменитостей, как Анна Пакуин, Терренс Ховард, Стив Бушеми, Брайан Крэнстон, Вера Фармига, Тимоти Сполл, Джуно Темпл, Грег Киннер, Мирей Инос и многие другие. Это интригующее сочетание актеров и сюжетов, хотя нам еще предстоит узнать, насколько полно шоу использует возможности выдающихся исполнителей.
Что касается «Создателя капюшонов», то, как обычно у Дика, это повествование, которое занятно и само по себе, и как источник вдохновения для рассуждений о приватности, о праве власти знать все о гражданах, о рычагах, которые оказываются в руках чтецов мыслей… И, конечно, о страхе перед «иными», который в данном случае более чем обоснован.
Да, телепаты в явном меньшинстве, и они предстают угнетаемыми «живыми машинами», однако защита от них необходима. Как физическая, так и юридическая. Но можно ли с презрением и страхом относиться к тем, кто не виноват, что родился с суперспособностями? В отличие от многих образчиков экранной фантастики, «Создатель капюшонов» не дает простые ответы на сложные вопросы. Он предлагает публике как следует поразмыслить, в то время как в кадре разворачивается недорого, но стильно снятая футуристическая история, внешне напоминающая «Бегущего по лезвию».
В отличие от «Черного зеркала», «Создатель» абсолютно серьезен, без тени юмора и сатиры. Однако Дик не был бы Диком, если бы в его экранизации не чувствовался привкус сюра. Чувствуется он и в «Создателе», хотя и не сильно. Посмотрим, как с необычными образами будет в последующих, более «запредельных» историях.