Настоящий «пацанский» блокбастер – минимум переживаний и смысла, максимум крутости, побоищ и трюков
В кульминации «Форсажа 6» главные герои отправили в больницу своего противника Оуэна Шоу, и это разъярило его брата Декарда Шоу (Джейсон Стэтхэм), бывшего британского суперагента, а ныне международного наемника. Шоу-старший поклялся, что жестоко отомстит тем, кто превратил его родственника в коматозный «овощ». Когда Декард убил Хана и отправил Доминику (Вин Дизель) и Брайану (Пол Уокер) коробки с бомбами, уничтожившие их дома и чуть не прикончившие их самих, тайный агент американского правительства (Курт Расселл) предложил друзьям сделку. Если они спасут похищенного иностранцами суперхакера и вернут в Америку его программу, могущую взломать любую компьютерную сеть, то власти помогут им в поисках Декарда, славящегося своей неуловимостью. Нехотя согласившись, Доминик, Брайан, Роман (Тайрез Гибсон), Тедж (Крис Бриджес) и Летти (Мишель Родригес) отправляются сперва в Азербайджан, а затем – в Абу-Даби.
Пока другие киноциклы истощаются, из серии в серию делая одно и то же, «Форсаж» живет и здравствует, потому что беспрестанно меняется. Помните, как в самой первой серии сюжет вращался вокруг незаконных гонок на улицах Лос-Анджелеса, а Брайан и Доминик были врагами по разные стороны закона? Шесть серий и четырнадцать лет спустя главные герои называют друг друга «братьями» и разъезжают по экзотическим странам, выполняя «грязные» и запредельно опасные задания американского правительства. Гонки? Какие гонки? В «Форсаже 7» есть лишь одна короткая гоночная сцена, в которой Доминик пытается напомнить утратившей память Летти, чем они занимались до знакомства с Брайаном. И до превращения в неофициальных Джеймсов Бондов и Итанов Хантов на службе у дяди Сэма.
Кое-что, впрочем, не меняется, куда бы ни забрасывала героев судьба. Даже смена постановщика (после четырех серий под управлением Джастина Лина «Форсаж 7» поставил Джеймс Ван, соавтор «Пилы») не научила Доминика, Брайана и их друзей по-человечески выражать свои переживания. Всякий раз, когда напарники заговаривают о «чуйствах», хочется заткнуть уши и выбежать из зала с криком «Не верю!». Глаза в такие моменты тоже хочется закрыть – «дубовость» Уокера и Дизеля за четырнадцать лет стала только дубовее. Она убивает даже те сцены, в которых авторы сценария ухитрились составить слова в не самые позорные предложения в истории кино. Неподдельные эмоции создатели картины смогли выжать из себя лишь в эпилоге, где они трогательно попрощались с Уокером, нелепо погибшим во время съемок. Хотя и эти фрагменты, откровенно говоря, можно было снять душевнее.
К счастью, «Форсаж 7» – не драма и не мелодрама, и «чуйства» отнимают лишь несколько минут экранного времени. Даже такая, казалось бы, важная для персонажей тема, как постепенное возвращение памяти к Летти, лишь намечена тонким пунктиром, чтобы не мешать главному – экшену, экшену и еще раз экшену!
Прыжок с самолета на машинах, дорожная перестрелка с участием броневиков и пулеметов, перелет на машине из одного небоскреба в другой, кульминационное уличное побоище с военным вертолетом и вооруженным ракетами беспилотником… Последние серии «Форсажа» славятся боевым безумием, и седьмая серия если не подняла планку на новую высоту (шестая серия установила очень высокий экшен-стандарт), то определенно не разочаровала.
Правда, если задуматься о происходящем на экране, от финала можно умереть со смеху, поскольку невозможно представить, чтобы после 11 сентября боевому вертолету с иностранными наемниками позволили без миллиона согласований хотя бы подлететь к центру Лос-Анджелеса. Не говоря уже о том, чтобы безнаказанно расстреливать полицейские машины и шарашить ракетами по удирающим от него главным героям. И, кстати, если персонажи на родной земле, то почему они в одиночку воюют с террористами? Ведь они на стороне властей, а не против них… Однако думать в кульминации некогда. Она настолько лихая и драйвовая, что можно лишь впитывать льющийся с экрана ураганный экшен.
Как это ни удивительно для цикла, преимущественно посвященного машинам и «механическим» трюкам, в седьмом «Форсаже» самые мощные сцены – те, в которых герои и злодеи бьются один на один, в лучших традициях Голливуда и Гонконга. Дуэйн Джонсон против Джейсона Стэтхэма (агент Хоббс почти не участвует в основном действии, но украшает собой начало и конец ленты), Пол Уокер против тайской экшен-звезды Тони Джаа, Мишель Родригес против чемпионки по боям без правил Ронды Роузи, Вин Дизель против Стэтхэма… Даже если бы в фильме не было масштабных и головокружительных спецэффектных сцен, этих пяти камерных боев (Уокер и Джаа дерутся два раза) было бы достаточно, чтобы окупить цену билета.
Еще одно достоинство ленты – разумное количество главных героев. В полном составе команда Доминика была неповоротливой, и прореживание пошло ей на пользу. Пять человек – идеальная, проверенная десятилетиями численность экранного отряда, в котором у каждого члена своя сюжетная функция. Доминик командует, Брайан стреляет, технарь Теж взламывает, Летти добавляет женского обаяния (и мастерского вождения), а Роман служит голосом разума и компанейским шутом. Все остальные лишь мешаются под ногами – как это случается с хакером, который примыкает к персонажам и в нужное время нажимает нужные кнопки, но как-то не вписывается в сложившийся коллектив.
От присутствия Курта Расселла, с другой стороны, картина выиграла. Харизматичный актер всегда кстати в фильме, где у основных персонажей со звездной харизмой нелады. И, конечно, Джейсон Стэтхэм – идеальный злодей для такого кино. Поскольку он один из немногих актеров, которые могут казаться опасными противниками, даже когда их персонажи в меньшинстве и окружены со всех сторон. Хотя, конечно, обычно Шоу противостоит героям не в одиночку. Чтобы было кому вылетать на обочину и взрываться в сражениях с командой Доминика, с Декардом сотрудничают укравшие хакера «крутые парни» под командованием персонажа Джимона Хонсу. Это их вертолет один из героев сбивает… Нет, не будем рассказывать. Эту сцену надо видеть!
В конечном счете, впрочем, «Форсаж» есть «Форсаж». Если вы за шесть предыдущих серий не прониклись любовью к приключениям супергонщиков, седьмая серия вас не «купит». Да, это эффектное и динамичное трюковое кино, но сколько таких блокбастеров выходит каждый год? Однако если вы хоть немного переживаете за Доминика и К0, то «Форсаж 7» нельзя пропустить, и его стоит увидеть на большом экране. Желательно, правда, не на 3D-сеансе. Дело в том, что объемная картинка смазывает стремительные горизонтальные перемещения, а в реактивном кино о погонях такие перемещения – в каждом третьем-четвертом кадре.