Дэнни ДеВито сделал себе неплохой подарок к грядущему шестидесятилетию. Давно уже он привлекает внимание не лицедейством, а мировоззрением, но в "Дюплексе" -- впервые в своей постановке -- коротышка вообще не появился в кадре. А на душе коротышки с удивительно благополучной карьерой (все получается, начиная с роли в "Пролетая над гнездом кукушки" вплоть до личной кинокомпании) и образцовой семьей -- ну, такая мизантропия, такая безнадега и такая тяга к самым темным глубинам психики, что ужас просто. То есть, конечно, "Дюплекс" -- смешная комедия, экранизация крепкой смешной театральной пьесы, только черная до основанья.
Но есть черные комедии противные, а эта вызывает сочувствие. Она еще правдивая какая-то.
Как старушка их доставала, после того как до этих непуганых идиотов дошло, что они рано радовались – история очень последовательная. Сначала непуганых идиотов обременяют мелкими, безобидными просьбами, постепенно садясь на шею и свешивая ноги, пока вся жизнь не превращается в бюро добрых услуг. Потом возмущает сам факт, что у них есть какая-то своя жизнь, и в нее начинают вторгаться, постепенно додавливая последние остатки, пока оба не превратятся в законченных неудачников. Потом, если все же они начали защищаться, их объявляют агрессорами, а себя – божьим одуванчиком, тихо провоцируют на громкие скандалы и подключают к своей собственной агрессии общественное мнение, пока именно ее оно не признает защитой.
Но чем дальше, тем больше у Дэнни ДеВито история становится телесной, физиологической, отвратительной, что явно отдельный пункт. От вполне предсказуемых гэгов сделан шаг к максимально наглядным соплям и слюням, но, в отличие от обычного американского юмора, это как раз не гэги. Это фирменная, от ДеВито, проверка нервов на прочность. Ох, как у старушки в горле застряла шоколадная конфета. Ох, как молодые супруги делали ей искусственное дыхание. Можно было оглядывать кинозал и четко засекать, кто из коллег не отвернулся от экрана. Только эти вот физические прелести и подводят фильм к его сути – к онтологии ненависти. Откуда у нее ноги растут, и как она существует.
Всю эту онтологию ДеВито в "Дюплексе" вывел вполне сознательно, так же как прежде давал более частные случаи. В "Сбрось маму с поезда" разделался с родственными связями, в "Войне супругов Роуз" – со связями семейными, теперь – с человеческим обликом как таковым. Упорно отслеживает все "шаги", которые ведут к его потере, начиная с самого первого. К сожалению, как режиссер ДеВито не такой смелый, как его любопытные мысли, поэтому фильм слишком предсказуем, и штампов излишек, и юмора все-таки недостаток.
Некоторая театральная деревянность присутствует весь просмотр. Но Дрю Бэрримор и Бен Стиллер играют хорошо. Старушка вне конкуренции.