Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Дюплекс»

Дэнни ДеВито сделал себе неплохой подарок к грядущему шестидесятилетию. Давно уже он привлекает внимание не лицедейством, а мировоззрением, но в "Дюплексе" -- впервые в своей постановке -- коротышка вообще не появился в кадре. А на душе коротышки с удивительно благополучной карьерой (все получается, начиная с роли в "Пролетая над гнездом кукушки" вплоть до личной кинокомпании) и образцовой семьей -- ну, такая мизантропия, такая безнадега и такая тяга к самым темным глубинам психики, что ужас просто. То есть, конечно, "Дюплекс" -- смешная комедия, экранизация крепкой смешной театральной пьесы, только черная до основанья. 

 

 

Добавить в закладки

Но есть черные комедии противные, а эта вызывает сочувствие. Она еще правдивая какая-то.

Кадр из фильма

Молодые супруги, удачливая PR-менеджер и перспективный писатель (Дрю Бэрримор и Бен Стиллер), купили дюплекс – двухэтажный дом. Кто б купил одноэтажный, если есть маза "двух". Одна незадача – наверху доживает свой век старушка (Айлин Эссель), и выгнать ее нельзя, у нее хитрый договор. Но старушка на ладан дышит, и вообще люди так долго не живут, а как только она того – сразу, значит, все сложится. Надо только немножечко потерпеть, и супруги все терпят. А дальше их жизнь научит, что понятия "все" и "немножечко" – из сферы хронической неопределенности, на них нельзя положиться. Разумеется, это классический анекдот про старую каргу, которая пережила всех, но подробности переставляют акценты.

Как старушка их доставала, после того как до этих непуганых идиотов дошло, что они рано радовались – история очень последовательная. Сначала непуганых идиотов обременяют мелкими, безобидными просьбами, постепенно садясь на шею и свешивая ноги, пока вся жизнь не превращается в бюро добрых услуг. Потом возмущает сам факт, что у них есть какая-то своя жизнь, и в нее начинают вторгаться, постепенно додавливая последние остатки, пока оба не превратятся в законченных неудачников. Потом, если все же они начали защищаться, их объявляют агрессорами, а себя – божьим одуванчиком, тихо провоцируют на громкие скандалы и подключают к своей собственной агрессии общественное мнение, пока именно ее оно не признает защитой.

Кадр из фильма

В "Дюплексе" как минимум парочка очень комичных сцен. Как старушка в аптеке покупала таблетки – отсчитывая поштучно, в Америке это можно – а ей каждого цвета требовалось по 30, по 40, по 50. Потом повела Бена Стиллера на рынок, где также поштучно отсчитывала виноградины. Потом подошла к прилавку с черникой и брусникой. Еще очень смешно, когда ночью она под телевизор на максимальной громкости танцевала в национальном ирландском костюме (старушка была ирландкой) национальный танец. Это типа "попрыгаем, попрыгаем, по кочкам, по кочкам"… Или как погибла книга, все же дописанная Стиллером, или за что уволили Бэрримор. Вообще, сейчас вспоминаешь, и задним числом все смешнее, чем было на просмотре. Но это действительно все то, за что хочется убить.

Но чем дальше, тем больше у Дэнни ДеВито история становится телесной, физиологической, отвратительной, что явно отдельный пункт. От вполне предсказуемых гэгов сделан шаг к максимально наглядным соплям и слюням, но, в отличие от обычного американского юмора, это как раз не гэги. Это фирменная, от ДеВито, проверка нервов на прочность. Ох, как у старушки в горле застряла шоколадная конфета. Ох, как молодые супруги делали ей искусственное дыхание. Можно было оглядывать кинозал и четко засекать, кто из коллег не отвернулся от экрана. Только эти вот физические прелести и подводят фильм к его сути – к онтологии ненависти. Откуда у нее ноги растут, и как она существует.

Кадр из фильма

Молодые супруги были по природе добрые (интеллигенты, значит) и друг в друга влюбленные, что тоже показательно. В начале их обманули, и они повелись, витая в облаках, а все потому что хотели "двушку". Добрым нельзя ничего хотеть для себя, а если уж невмоготу, то вдвойне нельзя никому верить насчет своего желания, иначе не исполнится. Короче, ноги у ненависти, олицетворенной старушкой, выросли из обмана. Ну, а дальше показано. Ненависть всегда старая и нечистая, а также очень мелочная – до рваных трусов в помойном ведре, а также неуравновешенная психически – до дикого вопля сразу после милой улыбки. Ненависть, если вошла в жизнь, всегда, без исключения, побеждает.

Всю эту онтологию ДеВито в "Дюплексе" вывел вполне сознательно, так же как прежде давал более частные случаи. В "Сбрось маму с поезда" разделался с родственными связями, в "Войне супругов Роуз" – со связями семейными, теперь – с человеческим обликом как таковым. Упорно отслеживает все "шаги", которые ведут к его потере, начиная с самого первого. К сожалению, как режиссер ДеВито не такой смелый, как его любопытные мысли, поэтому фильм слишком предсказуем, и штампов излишек, и юмора все-таки недостаток.

Некоторая театральная деревянность присутствует весь просмотр. Но Дрю Бэрримор и Бен Стиллер играют хорошо. Старушка вне конкуренции.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?