Необязательное, но поучительное кино "Свадьба!" /Mariages!/ (2004) Валери Гиньябоде отличают фирменная остро-французская игра всего актерского ансамбля, актуально-европейские сомнения в самом институте брака и при этом весьма легкомысленная интонация. Тем не менее, фильм мог бы быть сильнее, если бы не раздваивался между фарсовым хэппи-эндом и мелодраматическим финалом, когда "печаль моя светла".
Хотя, вероятно, для этого его должен был снять мужчина. Хотя у французских мужчин по общим вопросам брака и семьи тоже выходит в последнее время нечто сомнительное ("Целуй кого хочешь" /Embrassez qui vous voudrez/ (2002) Блана, "5x2" /5x2/ (2004) Озона).
Прелестные картинки нескольких пар, собирающихся на свадьбу в большом загородном доме, которым владеет разведенная мать невесты (сильно постаревшая Миу-Миу), быстро провоцируют вечный обет безбрачия, вполне во французской традиции пользуясь короткими штрихами. Жених просыпается дома с большого бодуна, у него на груди, животе и ниже - жирные фиолетовые отпечатки губной помады. Чьей, не помнит. Поэтому, когда потом он долго затравленным взглядом будет всматриваться во все встреченные накрашенные губы, уже смешно. Дядя невесты на глазах у жены здоровается с женой свидетеля жениха, и понятно, кому будет несмешно все остальное кино. Родители жениха просматривают с родителями невесты смету свадебных расходов, и после первой же фразы будущей свекрови (Катрин Аллегре, до ужаса похожая на свою маму Симону Синьоре) можно только посочувствовать ее будущей невестке. "Ах, так розы вы вырастили сами? Решили украсить свой сад?.. Ничего-ничего, мы заплатим". Все мимолетно и невозмутимо.
После нескольких точно подмеченных забавных интермедий, с равным счетом ведущих игру в "жениться или не жениться", венчание все-таки происходит, но потом всем достаточно по рюмашке принять на грудь, чтобы началась беспонтовая "игра в правду". Так что если смотреть стрезва, дальше можно и не смотреть. На протяжении жизни все в этой теплой компании друг друга перетрахивали, перетрахивают и будут перетрахивать. Обманывать будут только самих себя, так как вообще всегда все про всех известно. Жениться не хочет никто, но при этом мужик никогда не разводится по своей воле. Самый слабый из них - тот, что корчит из себя "мачо", то есть открывает рот, только чтобы похвастаться тем, что трахает все, что движется. Женщины хотят замуж, "чтобы примерить свадебное платье", но свобода зато - понятие женского рода. Решают все женщины, а не дети, хотя самые слабые здесь - потаскушки, решившие разводиться, только чтобы выйти за другого. Любовь за весь фильм видно только в одних глазах с наклеенными ресницами - в глазах поющего трансвестита.
Нам, взрослым, все эти банальности давно уже ни к чему, хотя если без опыта, фильм позволяет в зависимости от степени неопытности что-то точно подметить для себя. Польза для молодежи есть в данном случае потому, что ситуаций сплавлено много и вроде бы разных, но все они на равных. Штук шесть-семь ситуаций насчитывается. Жених с невестой. Свидетельница невесты с мужем и орущим ребенком (5 лет брака). Свидетель жениха с женой (10 лет брака). Дядя невесты с женой (20 лет брака). Мать и отец невесты (10 лет после брака). Мать и отец жениха (15 лет без секса). Трансвестит, русская певица, поселяне и поселянки, и кто кого как ревнует, кто кому с кем изменяет, что выясняет, о чем умалчивает - это и есть одна главная тонкая переливчатая мелодия без конца и края. Мелодия фальшивых "отношений" - героиня кино. Не бывает на свете никаких "отношений".
Самый фальшивый момент самого кино - явный перебор "игры в правду". Слишком "драматургично" и неправдоподобно для воспитанных благополучных французов игра объявляется правдой жизни. Понятны благие намерения Валери Гиньябоде высказать все и сразу. Но мы бы взяли частями.