Усталая, лишенная вдохновения и почти что без удачных экшен-сцен пятая картина из цикла о Джейсоне Борне
Усталая, лишенная вдохновения и почти что без удачных экшен-сцен пятая картина из цикла о Джейсоне Борне.
В то время как Джейсон Борн (Мэтт Деймон) прячется на задворках Европы, бывшая сотрудница ЦРУ Никки Парсонс (Джулия Стайлз) взламывает серверы управления и скачивает файлы совершенно секретных проектов, среди которых обнаруживаются как создавший Борна «Тредстоун», так и новаторский «Айрон Хэнд», дающий ЦРУ контроль над социальными медиа. Глава ЦРУ Роберт Дьюи (Томми Ли Джонс) и начальница кибер-подразделения Хезер Ли (Алисия Викандер) немедленно организуют охоту на Парсонс. Они надеются, что женщина приведет их к Борну. Когда это в самом деле происходит, Борн узнает из досье «Тредстоуна», что его отец был тесно связан с проектом.
Когда в начале 2000-х режиссеры Даг Лайман и Пол Гринграсс превратили героя книг Роберта Ладлэма в персонажа шпионских блокбастеров, они создали анти-Бонда. Джейсон Борн не пил, не заигрывал с женщинами, не шутил, не одевался как франт, не пользовался изощренными гаджетами, не служил правительству и сражался не с террористами, а с сорвавшимися с цепи функционерами ЦРУ. На фоне тогдашнего кризиса «бондианы» такой суперагент казался глотком свежего воздуха, и фильмы о Борне пользовались большой популярностью. Однако проницательным наблюдателям было очевидно, что герой с таким количеством «не» очень быстро себя исчерпает. Центральный персонаж многолетнего хитового цикла должен быть яркой, разносторонней личностью, а не молчаливой машиной смерти без страха и упрека.
Видимо, понимала это и студия Universal, которая смирилась с тем, что Мэтт Деймон отказался сниматься в четвертой картине цикла, и выпустила «Эволюцию Борна» с новым ведущим актером и новым центральным персонажем. Но Джереми Реннер в роли Аарона Кросса не был принят на ура, и в пятой картине студия вернула Деймона в кадр, а Гринграсса – в режиссерское кресло.
Если вы знаете, как выглядит кино, которое вымучивают ради больших гонораров, то вы сразу поймете, как создавался «Джейсон Борн». Усталость и отсутствие вдохновения встречают зрителей еще до входа в зрительный зал. Ну что это за название – «Джейсон Борн»? Впрочем, надо признать, что оно точно передает суть постановки за 120 миллионов долларов. Джейсон Борн действительно в кадре, и он в самом деле является основным персонажем. Вы хотите чего-то еще? Простите, название обещает только Борна. За всем остальным обращайтесь в другие фильмы.
Конечно, мы утрируем. Но лишь немного. Вместо нового захватывающего сюжета «Джейсон Борн» предлагает слабое повторение прошлых историй о противостоянии Борна с высокопоставленными цэрэушниками. Детективная интрига в «Борне» отсутствует напрочь (если вы смотрите шпионское кино, вы мгновенно догадаетесь, куда картина клонит), очевидные сценарные ляпы не хочется перечислять лишь потому, что фильм явно не рассчитан на вдумчивых зрителей… Ну, а поскольку Борн – принципиально ограниченный персонаж, то в ленте нет ни шуток, ни романтических сцен, ни гламурных моментов. Весь «Джейсон Борн» – это смурная игра в кошки-мышки, в ходе которой Борн пробирается из Афин в Лас-Вегас, чтобы посчитаться с главой ЦРУ.
Казалось бы, это не худшее предложение за свои деньги. Но Борн слишком крут, чтобы его игра с ЦРУ казалась напряженной. Рядовые боевики управления отлетают от него как кегли, а послать против него целую армию ЦРУ даже не пытается. Так что напряжение в большинстве экшен-сцен фильма такое же, как в раннем фрагменте, где Борн, участвующий в подпольных боях, вырубает противника одним ударом. С тем же успехом Мэтт Деймон мог бы проталкиваться сквозь ватагу дошкольников.
Экранная температура поднимается, лишь когда в кадре появляется безымянный Спец – безжалостный киллер ЦРУ в исполнении Венсана Касселя, у которого с Борном личные счеты. Спец – единственный, кто может продержаться против Борна дольше секунды, но у них лишь одна прямая стычка в самом конце фильма. Ее предваряет довольно эффектная погоня по улицам Лас-Вегаса, во время которой Спец рулит полицейским броневиком и сносит все на своем пути. Кроме этих нескольких минут (погоня плюс драка), в фильме смотреть нечего, и вы немного потеряете, если придете в зал к концу сеанса. В принципе, еще можно отметить погоню по улицам Афин в начале картины, но это лишь аперитив, а не основное блюдо.
Также имейте в виду, что фирменные для Гринграсса съемки «болтающейся» ручной камерой и агрессивный монтаж не лучшим образом подают боевые сцены. Половину времени вы будете пытаться понять, что только что произошло. Хотя «Джейсон Борн» в этом отношении куда внятнее, чем недавний «Стартрек: Бесконечность», где монтаж и съемка просто похоронили несколько экшен-эпизодов.
Если бы «Джейсон Борн» был компактным полуторачасовым фильмом, ему можно было бы натянуть «тройку» за энергичный саундтрек, известные лица в кадре и формальное соответствие требованиям к шпионскому кино (динамичное действие, частая смена декораций, война агента-одиночки против могущественной организации). Но размашистая двухчасовая картина с минимальным экшен-КПД и без юмора, сексапила и интригующего сюжета на положительную оценку рассчитывать не может.
С 1 сентября в кино.