Автор «Района № 9» всё глубже закапывает собственную репутацию.
Подростком Янн (Арчи Мадекве) очень любил играть в Gran Turismo. Его отец (Джимон Хонсу) был профессиональным футболистом, младший брат (Дэниел Пуйг) благополучно доучивался в старшей школе, а Янн месяц проработал в магазине женского белья, чтобы накопить на новый руль для PlayStation. В родном Кардиффе он к тому моменту уже по несколько раз всех обыграл и целыми днями соревновался исключительно сам с собой. Так бы ему и просидеть за приставкой до старости, но компания Nissan, а именно маркетинговый директор Дэнни Мур (Орландо Блум), со своей идеей о переносе виртуальных гонщиков в реальные спорткары спасла Янна от жизни великовозрастного геймера.
Самое удивительное в фильме «Гран Туризмо» то, что он основан на реальной истории Янна Марденборо. Nissan действительно в 2011-м решила поэкспериментировать с гонщиками из Gran Turismo в реальности, и Марденборо стал одним из немногих, кто благополучно пересел из геймерского кресла в автомобильное. За вычетом же этого обстоятельства картина выглядит даже не как компьютерная игра, что было бы, может, и неплохо, а как двухчасовой рекламный ролик компьютерной игры.
Условно фильм можно поделить на две части: геймерскую и гоночную. В первой Янн большую часть времени проводит перед приставкой, конфликтует с родителями, которые почему-то не в восторге от столь явной одержимости сына японской видеоигрой, строит гениальные стратегии обгона виртуальных соперников и пытается доказать окружающим, что это и есть реальная жизнь. В общем, ведёт себя неадекватно, но однажды мир прогибается под него. В это же самое время Дэнни Мур, маркетинговый директор Nissan, уговаривает боссов Gran Turismo провести среди геймеров соревнование и нескольких лучших выпустить на реальную гоночную трассу. Идея получает зелёный свет, Марденборо показывает лучший результат среди британских игроков и становится одним из допущенных до обучения на реальных спорткарах.
Здесь уже одеяло начинает перетягивать их «тренер», инженер Джек Солтер в исполнении Дэвида Харбора. Этот великан временами кажется единственным, кто мог бы спасти картину, — Мадекве-Янну, очевидно, не хватает актёрских способностей, а Блуму и, на минуточку, дважды оскаровскому номинанту Хонсу, кажется, просто нечего играть, да и хронометража персонажам выделено по минимуму. Солтер язвителен, Солтер суров, Солтер делает из «диванных гонщиков» настоящих спортсменов и даже проникается к новобранцам симпатией. И в лучшие моменты, когда в кадре остаётся только гонка, а в сценарий забывают добавлять реплики вроде «Это реальность, а не игра, помни об этом!» и «Будешь сомневаться — не будет уверенности!», можно даже перепутать картину с «Малышом на драйве». Но, увы, ни режиссёр (автор «Района № 9» между прочим), ни сценарист Алекс Це и рядом не стояли с Эдгаром Райтом, а потому дорогой рекламный ролик так и остаётся рекламным роликом.
Выдающиеся актёры на втором плане и некогда многообещающий режиссёр Нил Бломкамп бессильны перед фактом того, что занимаются адаптацией гоночного симулятора. Двухчасовой фильм существует будто бы без сердцевины, вероятно, это идеальная картина для демонстрации всех возможностей кинотеатрального формата 4D, когда зрителя, помимо всего прочего, мотает в кресле во все стороны. Благодушная интонация без лишних эмоциональных качелей в какой-то момент, конечно, может взять верх: когда ещё будет кино, где главный герой так ровно и степенно движется к неминуемому успеху, обходя все препятствия максимум за 5-10 минут? Но такая бесконфликтность только усиливает ощущение просмотра детского летсплея, а не фильма.
«Гран Туризмо» пытается эксплуатировать все доступные шаблоны, но будто бы ломается в самом начале, когда под соусом мнимого противостояния отцов и детей проталкивается мысль о том, что киберспорт ничем не отличается от обычного спорта. И вообще, Gran Turismo не то что замена, а это и есть настоящие гонки на спорткарах. Смог на PlayStation — сможешь и на трассе! Кажется бредом, но именно в такую картину мира предлагается поверить «по умолчанию», и все два следующих часа главный герой будет навязывать её остальным персонажам, а зритель вроде как должен в поединке Янна и здравого смысла поддержать именно Янна. И уже не так абсурден становится Орландо Блум с внешностью Джокера и повадками льва Алекса из «Мадагаскара» — всюду жаждущий наживы амбициозный маркетолог с внезапными приступами просыпающейся совести. Почти не смущает набросок любовной линии с самой неправдоподобной девушкой (Меве Картер-Лили) на свете. То же самое можно сказать и о главном сопернике по трассе, Николасе (Джоша Страдовски) — карикатурно злобном мажоре, которому только дай отправить кого-нибудь в кювет. Его водительский стаж и гоночный опыт полная ерунда по сравнению с тысячами наигранных Янном часов в Gran Turismo.
Казалось бы, в «Гран Туризмо» есть всё что нужно, но его врождённый порок, абсурдная предпосылка о равенстве спорткара и PlayStation вкупе с неприлично выхолощенным сценарием, хватающимся за всё и всё роняющим, не позволяют фильму развиться в нечто большее, чем проморолик гоночного симулятора.