Ох, если бы в нашем детстве в каникулы появлялись не "Шла собака по роялю" да "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил", а то, что появляется сейчас. Другое было бы детство. Другие бы люди выросли, не вышло бы их травить газом при каждом удобном случае, знали бы, как защитить себя. Так смотрите же, счастливые обладатели сегодняшнего детства, хоть в свои каникулы все, что есть - и "Атаку пауков", и "Стюарт Литтл 2". Мотайте на ус, как будете защищать нас, несчастных, когда мы состаримся, а вы станете взрослые.
"Атака пауков" Иллори Илкайима - для более старших школьников, для уже "юношей и девушек". Все пишут, что это пародия на ужастики группы "В" пятидесятых годов. По-моему, не совсем так. То есть, конечно, сюжет двигает тот факт, что на одной провинциальной паучьей ферме случилась нечаянная мутация, и на скромный шахтерский городок двинулись полчища разнокалиберных членистоногих тварей, порой доходящих размером до третьего этажа. И очкастый ребенок, юный натуралист, все время смотрит по телевизору как раз те ужастики группы "В". Однако пародия тут в принципе - на всю традицию жизни "одноэтажной Америки", абсолютизированную 50-ми годами, на патетику тихого "маленького американца". Есть и продажный мэр, и еврейский парикмахер, и вечная тетя Глэдис с собачкой, и местный шериф в виде симпатичной матери-одиночки, хулиганствующие тинэйджеры и бастующие шахтеры, все они не меньше пауков. Мрачное прошлое, пара любовных линий, вечные повседневные дрязги. Возникла смертельная опасность, сплотила городок, всех победили собственными силами, мэр нашел свою смерть в мохнатых паучьих лапах, влюбленные нашли друг друга, и так дальше - пусть хоть пришельцы атакуют, хоть родное правительство.
Из недостатков - затянутая экспозиция и в принципе чуть замедленный ритм, не оправдываемый никакой провинциальностью. Просто денег не хватило. Достоинства - в отдельных шутках визуального и еще больше словесного порядка. "Я вижу покойника, я вижу покойника", - кричал попугай, пока глаза ему не прикрыла очередная членистая конечность. Остроумно с любовью - с элекрошокером между ног и полевыми цветочками ("Тоже мне, "сам собирал"…). Многокурящая тетя Глэдис, которой не задохнуться даже в паучьем коконе - лучший персонаж фильма.
"Стюарт Литтл 2" - для мальчиков и девочек в возрастной категории от грудничков до старых маразматиков. Эту прелесть сделал мультипликатор Роб Микофф, снявший "Короля-льва". Соответственно, тут без пародии весь мир - мультипликация в зародыше. Живые взрослые Джина Дэвис и Джонатан Липницки с удовольствием шаржируют свой взрослый имидж, а про птичек, мышек и особенно кошек нечего говорить. Тем, кто видел первую часть, не надо объяснять, что живые люди и живые звери за счет обилия спецэффектов тут абсолютно на равных. В первой части семейка Литтл (мама, папа, сын, дочка и кошка) усыновила мыша по имени Стюарт, во второй он начал обживаться.
Сюжетец, конечно, тот еще, поэтапно - полная ерунда, да Микофф особо и не затевался с ним. Главное, что даже для престарелых - кайф рассматривать, как это сделано. Как мышь катается в школу на собственном кадиллаке, как летает на собственном самолете, как лезет за обручальным кольцом в дырку кухонной раковины. Во-первых, все, от удивленно-идиотской физиономии папы Литтла до идиллически-розовых кофточек мамы Литтл, соответствует рассмотрению сказки в натуре, будто так и надо. Уже некогда думать, где натура, а где компьютерная графика, уследить бы за всеми деталями сказочной жизни. Во-вторых, совершенно неважно, насколько все несущественно, если периодически в кадр входит кот Снежик, классический белый персидский театральный резонер, привыкший быть сам по себе, недовольный всем и вся и этим удостоверяющий любую глупую сказку.