Религиозная проповедь в обертке из фильма-катастрофы – не такая невыносимая, как большая часть подобных фильмов, но прямолинейная, плоская и безыскусная
Хлоя (Кэсси Томпсон) вернулась из колледжа проведать родителей, но ее отец, авиапилот Рэйфорд Стил (Николас Кейдж), именно в этот день вынужден лететь в Лондон. Уже в воздухе в самолете случается нечто неожиданное – некоторые пассажиры, включая всех детей и второго пилота, просто растворились в воздухе. То же самое случилось по всему миру, и пока Хлоя бежит домой, в шоке от того, что ее младший брат исчез у нее на глазах, Рэйфорд сражается с паникой пассажиров и поврежденным самолетом.
Тим ЛаХэй, один из авторов романа, по которому поставлен фильм, после закрытого показа уже законченной картины сказал, что это лучший фильм о Вознесении, что он когда-либо видел. В принципе, с этим сильным утверждением даже можно согласиться, но с одним уточнением – вообще фильмов о Вознесении очень мало, а те, что есть, прямолинейны и бесхитростны, как воскресная проповедь в баптистской церкви. На фоне подобных лент «Оставленные» и правда смотрятся как сложное многогранное полотно, но если судить их без скидок на раскинувшееся вокруг «царство слепых», то разочарования не избежать.
Держать в секрете основную интригу картины нет никакого смысла сразу по двум причинам. Во-первых, она просматривается чуть ли не с первой сцены, в которой к фоторепортеру в исполнении Чада Майкла Мюррея в аэропорту неожиданно прицепляется религиозная фанатичка (а проходящая мимо Хлоя дает ей банальнейшую отповедь в духе «если ваш Бог так нас любит, то почему он допускает такие страдания?»). Во-вторых, кино на религиозные темы всегда стоит чуть в стороне от привычных законов кинодраматургии – в нем допускаются и нравоучительный тон, и назойливая дидактичность, и скрипки за кадром даже в самых нейтральных сценах, – и было бы неправильным заранее не сообщить читателю этого обзора, что за кино его ждет.
В «Оставленных» нет полутонов, нет права на сомнения. В нем есть только три типа людей – блаженные верующие, конченые грешники (по версии авторов фильма, как только где-то начнут исчезать люди, буквально в ту же секунду начнутся грабежи, мародерство и убийства) и некие «заблудшие души», которые тут же всем сердцем устремятся к свету. И не так, как это делали герои «Конца света по-голливудски», мечтавшие пожертвовать собой из эгоизма и страха, только для того, чтобы попасть в рай, а искренне, прочувствованно, глубоко.
Разумеется, перед таким исходным материалом опустились бы руки и у оскаровских лауреатов, а постановщику Вику Армстронгу, лучше известному в качестве постановщика трюков (это всего второй его полнометражник в качестве режиссера, первым было старинное «Дерево Джошуа» с Дольфом Лундгреном), «Оскар» за режиссуру не светит точно. С актерами он не работает вообще, поэтому две трети каста погрязают в фальшивой «театральщине», а остальные «вылезают» на автопилоте из личной харизмы – играть им тут нечего, это плоские одномерные образы, в которых даже зацепиться не за что.
С другой стороны, помимо паточных размышлений о том, что ждет нас в лучшем из миров, и о любви к Господу «Оставленные» – еще и фильм-катастрофа, и здесь опыт Армстронга приходится кстати. Самолет, который пилотирует Рэй, остался без второго пилота и второй стюардессы, в салоне паникуют пассажиры, лишившиеся родных, а встреча с другим самолетом, потерявшим управление, оставила лайнер с пробоиной в крыле, из которой вытекает топливо. Да и приземляться-то некуда – взлетные полосы завалены, а авиадиспетчеры, кажется, поголовно праведники и вознеслись, потому что с земли Рэю упрямо не отвечают. Все это не очень логично, выглядит низкобюджетно и сильно напоминает «Турбулентность» и ее многочисленные клоны, но хотя бы помогает не уснуть.