Зажигательная сказочная комедия о лесных животных, которые сражаются за право воровать у людей овощи с огорода
С тех пор как старый мистер МакГрегор убил и съел отца кроличьего семейства, кролики во главе с Питером считают МакГрегора своим заклятым врагом и при любом удобном случае разоряют его огород. Когда старик умирает от сердечного приступа, кролики решают, что больше никто и никогда не будет мешать им рвать томаты и копать морковку. Но радость грызунов оказывается преждевременной. Дом и сад переходят по наследству к молодому жителю Лондона Томасу МакГрегору (Донал Глисон). А так как его как раз увольняют с работы в магазине игрушек, Томас переезжает в деревню и объявляет кроликам войну, когда те пытаются у него воровать. Параллельно парень заводит роман с живущей по соседству художницей Беатрис (Роуз Бирн), которая, в отличие от Томаса, обожает лесных животных, и особенно кроликов.
Публиковавшиеся в начале XX века сказки английской писательницы и художницы Беатрис Поттер считаются классикой британской литературы для дошкольников. Уолт Дисней в свое время хотел их экранизировать, но мисс Поттер отказалась продать ему права. В наши дни, однако, книги о кролике Питере в основном находятся в общественном достоянии, так что никто не может помешать их экранизировать в любом стиле и жанре. И студия Columbia Pictures этим воспользовалась.
Сказки Поттер – «белые и пушистые» произведения, но по киноверсии этого не скажешь. Режиссер-комедиограф Уилл Глак («Отличница легкого поведения», «Секс по дружбе», «Энни») и сценарист Роб Либер («Александр и ужасный, кошмарный, нехороший, очень плохой день») осовременили «Кролика Питера» и превратили его в ерническую и хулиганскую комедию, где насилия не меньше, чем в «Один дома».
Однако если в новогодней ленте маленький герой защищал свой дом от взрослых бандитов и его действия были полностью оправданны, то в «Кролике Питере» зверьки изобретательно изводят домовладельца, который целиком и полностью в своем праве – по крайней мере, с точки зрения людских законов. Когда забываешь о комизме «Кролика Питера» и анализируешь его с моральной точки зрения, быстро осознаешь, что фильм на протяжении большей части действия не учит ничему хорошему и что лента проникнута таким неуважением к праву собственности и к чужой жизни, как будто ее снимали анархисты, а не голливудские студии.
Даже в финале, где картина выходит на позитивную мораль «Давайте жить дружно» и заставляет героев признать некоторые свои ошибки, она упорствует в убеждении, что людей можно бить током, если «нельзя, но очень хочется». Так что впечатлительным и шебутным детям, которые в кинотеатре могут научиться плохому, фильм лучше не показывать. Особенно если вы не хотите, чтобы ваше чадо начало экспериментировать с проводами и розетками.
Впрочем, у экранного хулиганства и «садизма» такого рода давние корни. Вспомним классические мультфильмы о Томе и Джерри, где Джерри только и делал, что покушался на чужую собственность и выходил победителем. Так что не стоит клеймить Глака за то, что он предлагает нечто аналогичное в игровом кино. Просто надо помнить, что «Кролик Питер» может быть опасным, если его воспринять всерьез.
К счастью, воспринять картину всерьез очень трудно. Глак известен своим бойким чувством юмора, и в «Кролике Питере» шутки и гэги льются как из ведра, причем не все из них рассчитаны на малышей. В фильме есть, например, нарушения «четвертой стены» и другие приколы, которые для взрослых будут понятнее, чем для детей. Не все попытки Глака пошутить равно успешны, но в «Кролике Питере» вполне достаточно смешных моментов, чтобы удовлетворить зрителей любого возраста. Если, конечно, они готовы смеяться над сказкой о говорящих кроликах и незадачливых людях.
Кстати, о кроликах и людях. Животных для «Кролика Питера» нарисовала студия компьютерной графики Sony Pictures Animation, и зверьки получились великолепно. Они очень забавны, и они настолько убедительны, насколько могут быть убедительными в игровом кино говорящие животные в курточках и рубашках. Смотреть на них одно удовольствие.
«Живые» звезды фильма Роуз Бирн и Донал Глисон тоже хорошо смотрятся, каждый по-своему (Бирн как «милашка», Глисон как комичная жертва, не вызывающая большого сочувствия), однако они не особенно убедительны как романтическая пара, что составляет проблему для повествования. Но так как «Кролик Питер» не романтическая комедия, а детская сказка, то отсутствие яркой «искры» между актерами картину сильно не портит. Ведь сердце фильма – переживания зверей, а не людей.
В целом, с учетом вышеозначенных оговорок, лента получилась. Она веселая, динамичная, красочная и пронизанная бодрой музыкой. Не стоит пугаться того, что ее раздраконили на Западе. Там многие обиделись на то, что «Кролик Питер» по своему духу далек от всеми любимых сказок. У нас же Беатрис Поттер известна плохо, и потому фильм, вдохновленный ее книгами, воспринимается «как есть», а не в контексте сказок, которые в самом деле совсем иные и которые рассчитаны на более юную аудиторию, чем лента Глака.
С 22 марта в кино.