Честная и откровенная сатирическая комедия о том, почему простым одиноким женщинам средних лет во Франции ничего не светит
Честная и откровенная сатирическая комедия о том, почему простым одиноким женщинам средних лет во Франции ничего не светит.
Прожив вместе 14 лет, Эрик (Франк Гастамбид) и Мари (Камиль Шаму) оформляют многолетний ипотечный кредит на покупку и ремонт квартиры. Однако когда женщина подписывает договор, она осознает, что не хочет провести с Эриком всю свою оставшуюся жизнь. Случайное знакомство в баре с другим мужчиной придает Мари уверенность в себе, и она бросает Эрика, как только возвращается домой. Однако новый роман у нее не складывается. Помыкавшись по квартирам родных, женщина поселяется у школьной подруги, матери-одиночки Сандры (Одри Флеро). Та оказывается предводительницей компании женщин средних лет, которые по выходным бродят по городу в поисках романтических приключений.
«Когда одна дверь закрывается, открывается другая». По этому принципу устроены многие романтические комедии о мужчинах и женщинах, которые, вырвавшись в начале картины из плена обрыдлого брака (или сожительства), к финалу после череды забавных происшествий находят новую любовь. Обычно куда более счастливую, чем их прежние отношения.
Вторая картина французской постановщицы Моны Ашаш, которая прославилась в 2009 году психологической драмой «Ежик», начинается схоже с такими ромкомами, но это совершенно другое по духу кино. Вместо романтического позитива «Газели» проповедуют грустную правду жизни: «Одинокие женщины, которым под сорок, никому не нужны. Кроме, может быть, мужчин, которым под семьдесят».
Почему так? Потому что, как объясняется в фильме, все приличные мужики в этом возрасте погружены в давно построенную семейную жизнь, и они могут позволить себе лишь короткие «перепихоны» на стороне. Если же почти сорокалетний парень гнездышко еще не свил, то он либо псих, либо «вечный ребенок», либо сексуальный извращенец, либо эгоист 80-го уровня. Так что дальше случайного секса с такими мужчинами дело не пойдет, даже если женщина очень хочет чего-то большего.
Другое дело, достойна ли она большего? «Газели» показывают мужчин в дурном свете, но женщин картина изображает еще нелицеприятнее. Почти все ее главные героини – умеренно привлекательные клуши, которые не способны ни на что, кроме низкооплачиваемой государственной работы (Мари и Сандра работают в бюро занятости) и самого банального секса в миссионерской позе. Ни тебе разговор поддержать, ни тебе вкусный обед приготовить, ни даже накраситься элегантно…
Показательно, что среди претензий, которые Мари предъявляет Эрику, есть его любовь к джазу. Очевидно, такая музыка ей не по уму. А вот нажраться водки, сплясать под клубную «умца-умца» и потом помочиться в подворотне – это как раз ее уровень. И это, кстати, уровень юмора «Газелей» – фильма честного, откровенного, нецензурного, остроумного… Но лишь изредка глубокого и тонкого. Картина одновременно высмеивает нелепость его персонажей и предлагает посочувствовать несуразным героиням, у которых больше общего со средней француженкой, чем у героинь подчеркнуто «гламурных» французских и голливудских ромкомов.
Формально «Газели» заканчиваются хеппи-эндом, но это не романтическая концовка, и она настолько притянута за уши, что кажется, будто постановщица просто хотела впустить в картину хотя бы один лучик надежды. Ведь без счастливого финала «Газели» оказались бы, несмотря на весь их юмор, мрачнейшей сатирической трагикомедией о деградации женщины, которая бросает не лучшие, но вполне приемлемые отношения ради прыжка в бездонную пропасть и постепенного превращения в бомжиху. А так, если прищуриться и закрыть глаза на половину того, что прямо или косвенно говорится в фильме о женщинах, мужчинах и французском обществе, то можно увидеть в «Газелях» позитивную ленту о страсти к жизни и о поиске себя. И еще о том, что польская водка лучше французской и что сейчас как раз пришло время, когда француженкам нужно думать о не тонком вкусе вина, а о том, как бы напиться и забыться.