Кино для пожилых и про пожилых людей, "Охранник" /Sentinel, The/ (2006) нежелателен для тинэйджеров. Кто отнимает у старости "все, что отымется у ней", на премьере хихикал, не переставая. Впрочем, остальные к концу тоже больше снисходительно посмеивались. Это не значит, что у "Охранника" нет достоинств. Наивный, старомодный, он оказался не настолько безнадежен, чтобы не собрать в Америке около 40 млн. долларов.
Кино для пожилых и про пожилых людей, "Охранник" /Sentinel, The/ (2006) нежелателен для тинэйджеров. Кто отнимает у старости "все, что отымется у ней", на премьере хихикал, не переставая. Впрочем, остальные к концу тоже больше снисходительно посмеивались. Это не значит, что у "Охранника" нет достоинств. Наивный, старомодный, он оказался не настолько безнадежен, чтобы не собрать в Америке около 40 млн. долларов.
Классический детектив про заговор с целью убийства американского президента дышит в затылок "Прямой и явной угрозе" /Clear and Present Danger/ (1994) и "На линии огня" /In the Line of Fire/ (1993), только зачем-то в XXI веке. Роман, по которому он поставлен, написан бывшим сотрудником американских спецслужб Джеральдом Петиевичем, вышедшим в отставку 20 лет назад. Эмоций там больше, чем действия, в ходу джентльменство, скупые мужские слезы, супружеская измена структурирует сюжет наравне с терроризмом, и Сенат еще как бы не оправдал Билла Клинтона за "сексуальное единомыслие" с Моникой Левински. Изменяет жена президента (Ким Бэйсингер), а сам президент (Дэвид Раше) все еще безупречен. В который раз его играет обязательный пожилой артист с квадратным подбородком. После Брюса Гринвуда ("Тринадцать дней" /Thirteen Days/ (2000)) Раше надежно подхватывает эстафету ветхозаветного Генри Фонды из "Самого достойного" /Best Man, The/ (1964). Хилари на них нет. Петиевич когда-то действительно не подумал, что после Буша-младшего метить в президенты сможет та самая обманутая жена Клинтона.
62-летний Майкл Дуглас, играющий главную роль, тоже лет на 20 постарше своего персонажа. Фильм это оговаривает, но суть дела не меняется. Просто Клинт Иствуд еще старше, а третий в их компании вечных спасителей демократии, Харрисон Форд свой всплеск адреналина недавно отыграл в "Огненной стене" /Firewall/ (2006) и вовсю готовится к столь же постаревшему Индиане. С Дугласом же понятно, чего захотелось побегать. Молодая жена, застаиваться негоже, пусть даже денег мешок. И вот он заявляет по четыре проекта в год, сам их продюсирует и начинает отстреливаться с бедра. И пусть персональный президентский охранник задыхается, как собака, после стометровой пробежки по пересеченной местности, зато драки поставлены грамотно, и зарядку по утрам Дуглас делает сам. Беда только, что все равно у него больше сексуальная, чем героическая харизма. С отношениями с Первой леди его охранник справляется – ситуация знакома Дугласу по обратным отношениям с Аннетт Бенинг ("Американский президент" /American President, The/ (1995)) и прочими Кэтлин Тернер, Шарон Стоун и Деми Мур. Однако ставить на силу воли, как в "Уолл-Стрит" /Wall Street/ (1987) или "С меня хватит" /Falling Down/ (1993), он уже явно не видит смысла.
Поэтому из примет XXI века остается немногое. Писавший "Двенадцать друзей Оушена" /Ocean's Twelve/ (2004) сценарист Джордж Нольфи подбросил чуток остроумия:
- Классик вернется в овал, а Цинциннати окажется в беде позже.
- Как понимать это "биде"?
- Белый Дом, идиот.
(соответственно, помянут Овальный кабинет, ник президента (Классик), ник его жены (Цинциннати), и все по примеру реального Рейгана (Ковбой)). Плюс поначалу любопытно понаблюдать за чисто организационными моментами работы президентской охраны: как это делается дома, на улице, на встречах с народом, на вылетах в Кэмп-Дэвид. Тут все снято монтажно, быстро, хотя все равно возникают вопросы: неужто кортеж всего из четырех машин? Или, если президент поехал в Торонто на саммит восьмерки, с чего это выглядит, как заседание ООН? Будто с недавних пор мы не знаем их полное меню с царской рыбкой барабулькой?
Однако в конце концов все равно побеждает сериальность. Постановщик Кларк Джонсон (сыгравший, кстати, вначале колоритного Мерриуэзера) на сериалах собаку съел, и чем больше в них седой древности, тем они популярней. Вот и прут остальные достоинства из XX века. Первым делом – как Дуглас целуется с Бэйсингер. Так уже не умеют сегодня. Затем – как умудряется он абсолютно органично, искренне произносить: "Я люблю ее", "Это сильнее меня". Затем – как в сюжет вперлось КГБ. Его 20-летней давности слава тоже оговорена, но все равно, когда с экрана прозвучала очередная русская фамилия, от смеха в зале не удержался никто.
И непонятно, зачем, кроме чисто функциональной "суровой мужской дружбы" и политкорректной "полицейской напарницы", в фильме понадобились Кифер Сазерленд и Эва Лонгориа. В XX веке, наверно, их присутствие было бы драматическим, сегодня такое впечатление, что часть отснятых сцен в сериал не вошла. И конец, конечно, затянут.
Но все равно назвать "Охранника" полным отстоем значит сбросить с корабля современности всю историю христианства.