Победитель игрового конкурса 32-го кинофестиваля «Окно в Европу».
Стартовавший в начале августа выборгский кинофестиваль «Окно в Европу» посвятили памяти советской и российской актрисы Инны Чуриковой, неудивительно, что в конкурсной программе было много женских имен. По странной причуде судьбы именно «женское» кино в этом году стало самым откликающимся: дебютную «Ласточку» Малики Мухамеджан сравнивали с работами Вима Вендерса и Аки Каурисмяки, психологический триллер «Поводок» Юлии Колесник хвалили за реалистичное отражение бытового насилия, а нежную мелодраму «Филателия» Натальи Назаровой удостоили самых длительных оваций за всю тридцатилетнюю историю кинофестиваля. Тот факт, что «Филателия» была показана в последний конкурсный день, ничуть не помешал фильму Назаровой стать самым очевидным претендентом на победу. «Филателия» — без сомнений, самая личная и важная работа в карьере постановщицы. Бюджет на производство удалось получить лишь с четвертого раза, да и в конкурсную программу Выборга «Филателия» попала в черновой, незаконченной версии. Тем не менее Назаровой все-таки удалось украсть сердца зрительской аудитории.
Сюжет картины разворачивается вокруг Яны (Алина Ходжеванова) — девушки с едва заметным ДЦП, живущей в небольшом мурманском поселке. Яна работает на почте, собирает марки, гуляет вдоль линии морского прибоя, проводя большую часть времени в одиночестве. Легкая хромота и особенности дикции мешают Яне интегрироваться в социум, завести друзей или бойфренда, даже на работе к ней относятся снисходительно — как к калеке. Все меняется, когда в один прекрасный день на почте появляется веселый и харизматичный моряк Петя (Максим Стоянов) и начинает проявлять искренний интерес к девушке. Между Яной и Петей завязываются нежные, целомудренные отношения, которые вызывают разную реакцию посторонних.
На первый взгляд «Филателия» может показаться фильмом со значимым социальным контекстом, каким, например, в свое время был «Простой карандаш», представленный в Выборге в 2019 году. На деле же новая работа Назаровой балансирует на грани комедии и трагедии и лишь изредка заходит на территорию мелодрамы. Детская непосредственность Яны роднит ее с Тосей Кислицыной (Надежда Румянцева) из советских «Девчат», душевный и бедовый Петя условно вписывается в образ Ильи Ковригина (Николай Рыбников), проблема лишь в том, что отношения главных героев «Филателии» подчеркнуто платонические: без поцелуев и тесных объятий в снежном лесу. Назарова деконструирует привычное понимание романтики, в очередной раз доказывая, что любовь — чувство всепоглощающее, не подвластное гендерам и стереотипам. В голливудских драмах детско-родительские отношения в паре часто подаются как нездоровые и токсичные, в «Филателии» этот же паттерн работает с точностью до наоборот: потерянные «отец» и «дочь» лечатся друг от друга, переписывают мрачные страницы прошлого, возвращая себе веру в настоящее и более светлое будущее.
«Филателия» — фильм, который легко можно было представить в программе того же «Сандэнса». Классический сюжет о бедных и несчастных не спешит задействовать рычаги эмоциональной манипуляции, напротив: Яна — типичная антигероиня. Демонстративно «колючая», обиженная на жизнь, она способна на откровенно гадкие и даже жестокие поступки по отношению к окружающим. Для Алины Ходжевановой, наиболее известной по сериалу «Чики», эта роль, бесспорно, стала прорывной. Утратив глянцевую привлекательность, Ходжеванова сумела вытащить наружу нечто более важное и вечное — уязвимую человеческую натуру, жаждущую внимания, отчаянно просящую о любви. Впрочем, Яна в своем стремлении быть важной и нужной не одинока. Характерные персонажи второго плана, будь то хилый электрик (Илья Фролов) или коварная сердцеедка (Ирина Носова), такие же угрюмые аватары одиночества, находящиеся в поисках приветливого причала. С превратностями равнодушной судьбы каждый из них справляется по-своему: один теряет последние остатки человечности, другой спешит в объятия смерти.
В этом году слоган «Окна в Европу» звучит как «прогноз на будущее», в рамках которого «Филателия» выглядит удивительно компромиссным победителем, объединившим гостей фестиваля, критиков и председателей жюри. Формула успеха фильма Натальи Назаровой проста: искренность, помноженная на мастерство, всегда дает наибольшие дивиденды. «Филателия» математически точна в чувствах и поэтически верна в быту, что помогает ей попадать в абсолютно любого зрителя.