Замечательная экранизация самого слабого романа из трилогии «Голодные игры». Смена режиссера пошла циклу на пользу
Когда Китнисс Эвердин (Дженнифер Лоуренс) и Пит Мелларк (Джош Хатчерсон) возвращаются домой победителями 74-х Голодных игр, власти Панема отправляют их в тур по стране. Они надеются, что триумфаторы отвлекут внимание от народных волнений, которые беспрестанно вспыхивают то в одном, то в другом дистрикте. Однако визиты Китнисс и Пита, во время состязаний навязавших правительству свою волю, лишь распаляют жителей Панема. Сами того не желая, молодые люди становятся символами сопротивления режиму. Когда президент Сноу (Дональд Сазерленд) это осознает, он приказывает вернуть Китнисс и Пита на арену и во что бы то ни стало их прикончить. Правда, по правилам Игр победители могут участвовать в сражениях лишь как добровольцы. Но 75-е Игры – это третья «Квартальная бойня», и ее организаторы вправе менять правила так, как им заблагорассудится.
У каждого цикла, основанного на единой сюжетной идее, своя внутренняя динамика. «Властелин Колец» от серии к серии становился драматичнее и грандиознее, «Сумерки» заметно «похужели» после первого эпизода, а первая трилогия «Звездных войн» достигла пика в пятой серии. Что касается «Голодных игр», то в них вторая книга – самая слабая. Первые «Игры» посвящены выживанию на арене, третьи «Игры» – участию Китнисс в революции, а «И вспыхнет пламя» отправляет главную героиню на периферию сюжета, связывающего два эти романа. Где-то далеко, в других дистриктах, вдохновленные Китнисс люди организуют восстания, сражаются и погибают, а девушка лишь бессильно наблюдает за происходящим из окон поезда, в котором ее возят по стране.
В сущности, «Пламя» рассказывает о разгорающемся костре с точки зрения спички, которую убрали назад в коробок. Это по-своему интересный сюжет, потому что Китнисс должна решить, будет ли она поддерживать протестующих или, наоборот, утихомиривать людей, чтобы предотвратить дальнейшее кровопролитие. Но так как девушка не пешка в глобальной игре, а как минимум ладья, то ее оторванность от восстания кажется обманом читателей (и зрителей). Главная героиня должна быть в центре событий, как она была в первом фильме и как она будет в третьей картине.
К счастью, писательница Сьюзен Коллинз сделала «Пламя» достаточно увлекательным, чтобы его экранизация не казалась пустой тратой времени. Хотя это преимущественно разговорная история, в тоталитарном государстве политические интриги могут быть опаснее и драматичнее перестрелок, и новый для цикла режиссер Фрэнсис Лоуренс («Я – легенда») мастерски этим пользуется. Хотя фильм длится два с половиной часа, посматривать на часы начинаешь лишь в финале – как ни странно, когда разгорается Квартальная бойня.
Дело в том, что если в первых «Играх» трибуты сражались друг с другом, то в сиквеле Китнисс, Пит и их союзники в основном имеют дело с природными угрозами вроде ядовитого тумана или злобных гамадрилов. В этом есть художественный смысл – если картина направлена против бессмысленного кровопролития, она не должна его смаковать, и первый фильм в свое время справедливо ругали за то, что он одновременно ужасался и восхищался тем, что герои творили на арене. Но когда трейлер обещает эпическое побоище, хочется увидеть настоящую войну «хороших» и «плохих» чемпионов (в Бойне участвуют не новички, а победители прошлых лет), а не отстрел мартышек с редкими проблесками человеческого насилия. К черту идеологию – это фантастический триллер, а не этический трактат!
Лоуренсы, впрочем, ни в чем не виноваты. Они работали с несовершенной книгой и сделали все, что могли сделать, не перекраивая оригинал. Фрэнсис Лоуренс превосходно экранизировал книгу (это вам не «Гарри Поттеры», которые порой смотрелись как нарезка фрагментов, а не как цельное кино), Дженнифер Лоуренс сыграла Китнисс сильнее и убедительнее, чем в первом фильме, и все их коллеги тоже достойно себя показали. Даже переоцененный продюсерами Джош Хатчерсон смотрится лучше, чем в первых «Играх». Что уж говорить о великолепном Сазерленде и об Элизабет Бэнкс, которая в сиквеле наделила свою прежде карикатурную героиню человеческой душой! Нет претензий и к новым актерам цикла. Филипп Сеймур Хоффман, Сэм Клафлин, Джина Малоун – все они превосходно вписались в повествование, и можно лишь пожалеть, что у них не так уж много экранного времени. Наконец, отметим декораторов и создателей спецэффектов. Если в первых «Играх» чувствовалась их среднебюджетность, то сиквел – это полноценный блокбастер с насыщенной и эффектной картинкой. Которая подчеркивает экранные страсти, а не отвлекает от них внимание.