Любопытная попытка снять универсальный ужастик, который напугает и взрослых, и детей. Получилось необычно – и да, жутковато
Любопытная попытка снять универсальный ужастик, который напугает и взрослых, и детей. Получилось необычно – и да, жутковато.
В канун Рождества в гости к семейству Энгелей приезжают их родственники. И без того не самая дружная семья ждет этого визита с ужасом, и только младший Энгел, Макс, надеется на чудо – и оно случается, но совсем не такое, как хотелось бы мальчишке. В рождественскую ночь на город нападает сильнейшая метель, а с метелью в их края заявляется Крампус со своей армией монстров – кошмарное существо, охотящееся за теми, кто плохо себя вел.
Голливуд в очередной раз доказывает, что поговорка «то пусто, то густо» словно придумана про него – до недавнего времени о Крампусе слышали единицы, увлекающиеся западноевропейским фольклором, но в последние несколько лет антипод Санта-Клауса прочно прописался на больших и малых экранах. Так, в этом же 2015-м появилась «Рождественская история ужасов», двумя годами ранее вышла «Ночь Крампуса», свой собственный проект о рождественском монстре вынашивает Кевин Смит. И это не говоря о гостевых появлениях Крампуса в сериалах «Гримм», «Скуби-Ду» и «Американский папаша»!
Тем не менее «Крампус» Майкла Доэрти возвышается посреди всего этого многообразия своих «бедных родственников» одинокой скалой – хотя бы потому, что этот фильм мало похож на традиционное новогоднее кино, и это одновременно его сила и слабость. С одной стороны, авторы «Крампуса» явно нацеливались на подростковую аудиторию – отсюда почти полное отсутствие крови, а герои погибают без какого-либо натурализма (их могут утащить в сугроб, унести в небо или просто сделать с ними что-нибудь нехорошее за кадром) – но при этом выглядит и «ощущается» фильм так, что даже иным восемнадцатилетним после него будут сниться кошмары.
Надо сказать, что запрягает фильм неспешно и довольно долго выглядит беззубой черной комедией о «неправильной» семье, которая перед лицом опасности вспомнит о том, что всех их связывает, и сплотится. На это настраивает и комик Дэвид Кокнер в одной из главных ролей, и Кончата Феррелл, которая, по сути, повторяет здесь свою коронную роль острой на язык уборщицы из сериала «Два с половиной человека». Но первое впечатление обманчиво – когда в город заявится Крампус, шутки не кончатся, но приобретут мрачный макабрический оттенок, а первыми «под нож» отправятся самые легкие мишени – дети.
Видеть в потенциально семейном фильме, как гигантский монстр-клоун с раскрывающимися а-ля Хищник челюстями заглатывает целиком (разгрызать на части возрастной рейтинг не позволяет!) беззащитную девочку, весьма неожиданно. И если, к примеру, «Зубастики» были чуть более жесткой версией «Гремлинов» Джо Данте, то «Крампус» – это «Зубастики», пропущенные через хоррор-призму Дэвида Кроненберга и Гильермо Дель Торо. Это кино, жуткое даже тогда, когда герои отбиваются не от самого Крампуса (весьма, к слову, эффектного) или его зубастых приспешников, «маскирующихся» под кукол, а от трех совсем безобидных на вид пряничных человечков. Отсутствие в кадре крови при этом дезориентирует – возникает обманчивое расслабляющее ощущение, что все эти смерти «ненастоящие», а герои вот-вот пробудятся от кошмарного сна.
Весьма похожим по стилистике и настроению (формально детская страшилка, рассказанная пусть с юмором, но без унизительных попыток сюсюкать со своим зрителем) был и предыдущий фильм Майкла Доэрти, хэллоуинский ужастик «Кошелек или жизнь» – он выходил только на видео, но быстро стал культовым и вот-вот обзаведется сиквелом. Ждет ли подобное долголетие «Крампус», сказать сложно – это тот случай, когда погоня за более мягким рейтингом ставит фильму серьезную подножку. Но в том, что у Доэрти вновь получилось уникальное, штучное кино, обязательное для просмотра ценителям «страшного» жанра, сомнений нет.
С 1 января в кино.