Московская премьера фильма "Талантливый мистер Рипли", прошедшая вчера в кинотеатре "Кодак-Киномир", позволяет каждому желающему наконец ответить на вопрос: что это -- непризнанный шедевр или неудача оскаровского рекордсмена трехлетней давности Энтони Мингеллы?
Если меряться "Оскарами", то "Рипли" по всем статьям проигрывает "Английскому пациенту". Новая картина Мингеллы активно не пришлась по вкусу американцам. И не потому что преступник в финале не наказан, а закон не торжествует: идиотизм тамошней публики не стоит преувеличивать. Она любит привкус порока, любит его и Мингелла.
Однако режиссер слишком сильно нагрузил культурными смыслами сюжет Патриции Хайсмит, и он потерял присущую криминальному чтиву легкость. На фоне вымученной элегантности и горького послевкусия сладкой жизни (чем пленил своих поклонников "Английский пациент" и чего хватает в новой картине тоже) вдруг повеяло моральным уроком и его оборотной стороной – моральным эпатажем. Последний уже вылился в рекламный слоган: "Если вам хочется иметь много денег и обладать абсолютной свободой, это фильм для вас".
На самом деле ни свобода, ни деньги тут особенно ни при чем. Потому что речь идет главным образом и в первую очередь о мужской харизме. Хайсмит, которую называли Достоевским в юбке, вдохновила своими романами Альфреда Хичкока и Вима Вендерса, но в историю кино вошла совсем не выдающимся фильмом Рене Клемана "На ярком солнце". Именно там впервые был визуализирован образ мстительного приживала и вдохновенного убийцы Тома Рипли, который крадет у своего патрона больше, чем жизнь или банковские счета – крадет имя, манеры, образ жизни, можно даже сказать, тело. Негодяя Рипли сыграл молодой, еще никому тогда не известный Ален Делон. Как и в самых авангардных фильмах 1960 года – "Сладкой жизни" Феллини и "Приключении" Антониони – одним из главных культовых объектов в этой картине была яхта. Но в отличие от авангардистов и экзистенциалистов, Клеман завершил плаванье уголовным возмездием для преступника.
Клеман сначала предложил начинающему французскому артисту сыграть богатого плейбоя, сына миллионера. Но Делон выторговал другую роль – и не прогадал. С этого фильма начался миф Рипли и миф самого Делона, гангстера-конформиста и символа мужской красоты по-европейски.
То, что Рипли американец и что роман Патриции Хайсмит про то, каким мучительным соблазном была Европа для Америки, вспомнилось позднее. Мингелла подошел к этой теме всерьез и исходя из этого подобрал актеров – в чем, похоже, его единственная ошибка. Миллионерского отпрыска сыграл обладающий порочной аурой англичанин Джуд Лоу. В роли плебея Рипли выступил правильный и безликий Мэтт Дэмон. А лучше бы наоборот.
Голливуд есть Голливуд, и случайных карьер там не бывает. Дэмон доказал, что он не только умница и отличник, но также мастер перевоплощения. В фильме Мингеллы ему пришлось перевоплощаться дважды: сначала в очкастого увальня с вечно полуоткрытым ртом; потом – в гениального имитатора и печального циника, устраняющего своих жертв с грустью и даже с любовью.
В результате возник новый оптический эффект: то, что в фильме Клемана было недоговорено и спрятано за "харизмой", у Мингеллы оказалось на первом плане – гомосексуальные мотивы романа. Режиссер намеренно столкнул во второй половине фильма двух разнополых персонажей, влюбленных в Рипли, и дал понять, что сам талантливый мистер предпочитает мужчин. А если порой и выбирает женщину, то из соображений логики или карьеры.
Вполне естественно, что Гвинет Пэлтроу, стоящая между Дэмоном и Лоу, оказалась в положении, когда, как говорят в Голливуде, у девушки "украли роль". Справедливости ради заметим, что и в старом фильме Клемана рядом с небесной красотой Делона почти нечего было делать очаровательной Мари Лафоре.
Потому что не женское это дело – влезать в дрязги самовлюбленных самцов, которые мерятся своими харизмами.