Энергичная полубезумная трагикомедия о дружбе стеснительного паренька с заводными молодыми радикалами
Энергичная полубезумная трагикомедия о дружбе стеснительного паренька с заводными молодыми радикалами.
Замкнутый юноша по имени Ваня (Василий Буткевич) случайно знакомится с тремя странными парнями, которые занимаются паркуром на кладбище. Едва представившись, напористые ребята (Александр Паль, Иван Янковский, Павел Чинарев) навязываются к Ване на пустующую дачу в дальнем Подмосковье, поскольку они сдают квартиру, где обычно живут. Троица называет себя радикальной организацией «Тряпичный союз» и считает, что надо изменить мир, но у каждого из парней свои представления о том, как это сделать. Один хочет взрывать преступных богачей, второй – устраивать художественные акции, а третий – «качаться» до осоловения.
Как сценарист Михаил Местецкий приложил руку к спортивно-патриотическому байопику «Легенда № 17», мультсериалу «Белка и Стрелка: Озорная семейка» и скоро выходящей фантастической комедии «СуперБобровы». Но до того, как уйти в мейнстрим, Местецкий был близок к радикальной арт-группе «Общество Радек», костяк которой составили ученики Авдея Тер-Оганьяна – того самого, который в 1998-м сбежал в Прагу, когда на него завели дело из-за акции «Юный безбожник», в ходе которой он рубил топором репродукции икон. В тот год будущему сценаристу исполнилось 18 лет, и общение с «радеками» стало частью его взросления, превращения из подростка в мужчину.
Именно этому, в сущности, посвящен режиссерский дебют Местецкого «Тряпичный союз» – не автобиографическая лента, но кино, навеянное и вдохновленное знакомством с экстремалами от искусства. Сразу напрашивается параллель с блестящей картиной Кэмерона Кроу «Почти знаменит» – историей ускоренного взросления во время тура с рок-группой.
Правда, тут как в анекдоте: «Какая страна, такой и теракт». Если полуавтобиографический персонаж «Почти знаменит» тусил с популярными музыкантами, почти что победителями из мира шоу-бизнеса, то полуавтобиографический персонаж «Тряпичного союза» тусит с никому не известными и не интересными неудачниками, которые, собственно говоря, и не пытаются прославиться. Вместо этого они проводят лето на даче в глухой деревне и в скором времени разносят дом вдребезги. Молодецкая сила в сочетании с любительскими бомбами – страшная вещь!
В лучших (или худших) традициях отечественной интеллигенции герои «Союза» не делают дело, а валяют дурака. Они то грезят об огромной организации с сотнями тысяч членов, то пытаются выстроиться в человеческую пирамиду, то душевно играют и поют, то рисуют графически примитивные, но выразительные картинки, то планируют взрыв в голове печально известной статуи Петра I в Москве, то рассуждают об исихазме и столпничестве, то завязывают невнятные отношения с соседской девчонкой (Анастасия Пронина), которую попросту тянет к рослым и мускулистым парням.
Все это беспредельно глупо и нелепо, но легко понять, почему троица завораживает Ваню. У парня нет ни друзей, ни идей, ни планов, и бешеный выброс энергии «Союза» затягивает его как водоворот. И не важно, что у «Союза» нет внятной идеологии и плана действий – с его членами все равно интереснее и увлекательнее, чем стоять на улице в костюме надгробия и рекламировать кладбищенские услуги (Ваня занимается этим до знакомства с троицей). Когда же у ребят начинаются серьезные проблемы и маски крутости спадают, как белье с порноактрис, то Ваня оказывается самым взрослым и серьезным из четверки. Впервые в жизни у него появляется шанс почувствовать себя настоящим мужиком – храбрым спасителем и решателем проблем. Это подарок, за который люди его типа благодарны до самой смерти.
При желании в «Тряпичном союзе» можно разглядеть аллегорический «наезд» на российскую бессмысленную и беспощадную оппозицию власти, но политика в фильме всплывает лишь потому, что без нее в нашей стране никуда (тем более когда речь идет о героях с радикальными устремлениями). Прежде всего, это сугубо интимная, частная история о том, как дружба с гиперэнергичными и ребячливыми эгоистами оставляет яркий след в жизни более «скучных» по духу людей. Которые годы спустя вспоминают молодость с ностальгической улыбкой.
Улыбки, впрочем, в кинозале будут не только на лицах людей, у которых в молодости было аналогичное бесшабашное приключение. В своей первой половине, до начала вышеупомянутых проблем, «Союз» – очень смешная и бодрая полуабсурдистская комедия, одна из лучших лент этого жанра за последние годы. Есть забавные моменты и позднее, когда фильм дрейфует в сторону драмы и даже трагедии, но так и не может решить, к какому жанру хочет принадлежать. Сумбурный сюжет – самая существенная проблема картины, ставящая ее ниже удачнее выстроенного «Почти знаменит». Вообще, фильм Кроу лучше почти во всех отношениях, но вот шуток вроде «У нас эта дача с 37-го года. Раньше тут жили какие-то враги…» там не встретишь. А для кино, где детали играют огромное значение, точное попадание в аудиторию критично. И «Союз» в нашу аудиторию попадает, как айсберг в «Титаник».
С 3 марта в кино.