Вполне компетентный отечественный ужастик, ничем не уступающий западным хоррор-«бэшкам», которые выпускает какой-нибудь Джейсон Блум
Андрей (Павел Чинарев) и Оля (Светлана Устинова) женаты семь лет, у них подрастает дочь, но в браке они несчастны. Ее нервы и истерики привели к тому, что Андрей нашел себе другую женщину, и хотя Оля вроде бы простила его за измену, «осадочек остался». Чтобы вдохнуть в свои отношения новую жизнь, супруги собираются в совместный отпуск – но сначала им нужно завезти дочь к матери Андрея в Ярославль, куда они выезжают на только что купленной машине. Не зная, что у этой машины очень темное прошлое.
Понятно, что в разговоре о «нехороших машинах» в первую очередь на ум приходят классическая «Кристина» Стивена Кинга или его же «Грузовики» (в киноверсии превратившиеся в «Максимальное ускорение»). Тем не менее «Маршрут построен» – кино немного другого плана. Да, тут тоже будут самонажимающиеся педали и не подчиняющийся водителю руль, но в целом это история не о машине, а о людях – автомобиль с облюбовавшим его духом лишь расширяет и углубляет трещину в отношениях Андрея и Оли, которая и так тянула эту семью в пропасть. Показательно, что при желании «Маршрут построен» можно было бы «обработать напильником» для выпуска в Китае, где, как известно, любая паранормальная чертовщина в кино вообще запрещена!
Андрей и Оля – пара не самая симпатичная. Он – упертый, жесткий, нечуткий, скрытный. Она – раздражительная, истеричная, склонная обвинять во всем окружающих. Сейчас они находятся в наиболее уязвимой точке своего совместного пути, когда любое необдуманное движение может привести к окончательному разрыву, но все равно с трудом держат себя в руках – слишком много обид и претензий друг к другу у них накопилось.
Переживать за таких людей сложно, но у них есть бесспорное доказательство того, что этот союз чего-то да стоит – очаровательная дочка, которая большую часть поездки спит на заднем сиденье. Какими людьми не были бы ее родители, девочка встречи с кровожадным призраком явно не заслужила! Для фильма ужасов такое внимание к персонажам и их личным проблемам не совсем характерно и облагораживает картину, тем более что сценарист Иван Капитонов и режиссер Олег Асадулин с видимым удовольствием играют с динамикой их отношений, которые в ограниченном пространстве накаляются особенно быстро.
Впрочем, в первую очередь «Маршрут построен» – все-таки мистический хоррор, и все признаки жанра тут на месте и реализованы весьма уверенно. Героев «глючит», в багажнике что-то (кто-то?) стучит, лесная дорога водит кругами – вроде бы ничего такого, чего бы мы не видели раньше, но в данном случае срабатывает эффект «своего, родного». Видели, конечно, но не на отечественном материале и не с российскими актерами – тем более что они, вопреки ожиданиям, не «плавают» в жанре, а играют сильно и ярко.
Безусловно, все это не значит, что «Маршрут построен» идеален. В диалогах время от времени пробивается «литературщина» (хотя, справедливости ради, большую часть времени персонажи разговаривают как нормальные живые люди), периодически встречаются мелкие ляпы в логике (герои прячутся на машине от погони в ночном лесу, но ярко-красные фонари сзади почему-то не гасят), а в финальной трети картины есть перебор с «паранормальной водой» (слегка затянутые видения с копошащимися червями и потоками крови), но по меркам отечественного хоррор-кино это все равно очень достойный образец жанра – возможно, один из лучших. И особенно приятно, что фильм заметно лучше предыдущей работы этой же команды, «Пиковая дама: Черный обряд», не говоря уже о «Фобосе», который Асадулин снял в 2010-м. Хочется надеяться, что этот тренд в дальнейшем только сохранится.
С 31 марта в кино.