В России голливудские комедии «Красотки в бегах» и «Шпион» добрались до проката почти одновременно. Почему американские критики приняли первую картину в штыки, а вторую – с обожанием?
Что в этом странного? То, что это очень похожие ленты – глуповатые фарсовые экшен-комедии с двумя женщинами в главных ролях (Риз Уизерспун и София Вергара в «Красотках», Мелисса МакКарти и Роуз Бирн в «Шпионе»). Так что писать о них, казалось бы, должны были в схожих тонах. Кроме того, «Красотки» вправе были рассчитывать на более сочувственное отношение доминирующих в западной прессе «прогрессивных» критиков, поскольку это кино, поставленное и спродюсированное женщинами. Но нет – на сайте Rotten Tomatoes, обобщающем критические отзывы, у «Красоток» рейтинг 7%, а у «Шпиона» – 95%. Небо и земля!
В чем же дело? Чтобы это понять, рассмотрим более наглядный пример того, что в Америке считается выдающимся, заслуживающим тиражирования женским юмором. Мы в России еще толком не знаем нью-йоркскую комедиантку Эми Шумер, поскольку свою первую главную роль в кино она сыграла в романтической комедии «Девушка без комплексов», которая выйдет в наш прокат лишь 27 августа этого года. В Америке, однако, ее уже хорошо знают и любят, поскольку она возглавляет скетч-шоу «Внутри Эми Шумер», транслируемое на канале Comedy Central с 2013 года. И в последние месяцы несколько ее скетчей стали «вирусными хитами», с восхищением принятыми зрителями и журналистами – даже теми, кто в прошлом не уделял Шумер внимания.
Что же это за скетчи? В первом из них героиня играет в «суперреалистичный военный симулятор», который ей порекомендовал бойфренд, и она обнаруживает, что в этой игре женщину-солдата могут изнасиловать сослуживцы и что в таком случае правды ей не добиться, потому что расследование будет прикрыто командиром. Во втором скетче новый тренер школьной команды по американскому футболу предлагает полностью отказаться от изнасилований и встречает яростное сопротивление, потому что в глазах юных спортсменов и взрослых зрителей футбол и изнасилования неразрывны. В третьем скетче Шумер вместе с коллегами-комедиантками празднует последний день Джулии Луи-Дрейфус, когда 54-летняя звезда ситкома «Вице-президент» еще считается в Голливуде сексапильной. При этом подчеркивается, что у мужчин-актеров «гарантийного срока» нет – они могут играть романтические роли и в 70, и в 90 лет. Наконец, в четвертом скетче, пародирующем классическую судебную драму «12 разгневанных мужчин», 12 актеров-присяжных обсуждают, вправе ли Эми Шумер – привлекательная, но не фотомодельно красивая женщина – иметь собственное шоу на ТВ.
Что объединяет все эти скетчи? То, что посвящены они модным феминистским темам и что все они высмеивают только и исключительно мужчин – тех патриархальных негодяев, которые насилуют женщин, покрывают чужие преступления, обсуждают актрис как куски мяса и критикуют женскую внешность, хотя сами отнюдь не юные Аполлоны. Хотя в шоу Эми Шумер немало скетчей, остроумно высмеивающих женщин, идеальным, наилучшим женским юмором считаются не они, а номера, перечисленные выше. Номера в стиле «Все мужики – сво…».
Теперь, вооруженные этим пониманием американского прогрессивного менталитета, сравним «Шпиона» и «Красоток в бегах». О чем первая из этих лент? О том, что героиня Мелиссы МакКарти – потенциальный супершпион, и ее не посылают в «поле» лишь потому, что она не похожа на Джеймса Бонда. Но когда ЦРУ нехотя предоставляет ей шанс, Сьюзан Купер быстро преодолевает свою неопытность и, несмотря на свои габариты, посрамляет всех, кто в нее не верил, – прежде всего заносчивого персонажа Джейсона Стэтема. Да, не все у нее выходит с первого раза, но бросьте в нее камень те, кому всегда сразу дается все сложное и неочевидное! И хотя в фильме есть самоуничижительные шутки и гэги главной героини, в основе своей «Шпионка» – кино из той же антипатриархальной серии, что и хитовые скетчи Эми Шумер.
А что же «Красотки в бегах»? В них героиня Риз Уизерспун (по совпадению, также Купер, только не Сьюзан, а Роуз) тоже в итоге показывает себя с лучшей стороны. Но большинство связанных с ней шуток и гэгов – самоуничижительные издевки по поводу ее маленького роста, ее слабосилия (героиня Софии Вергары отнюдь не Кинг Конг, но Роуз физически не способна ее остановить), ее закомплексованности и так далее. Почти та же история с героиней Вергары. Антимужских же шуток в фильме – раз, два и обчелся. И финальный триумф Роуз – победа над собой, а не над отношением к ней «патриархального общества».
Если рассуждать логически, разницы между юмором первого и второго типа не должно быть никакой. Женщины вправе шутить о том, что им не нравится в мужчинах, и вправе шутить о том, что их не устраивает в них самих и в других женщинах. И точно такие же права есть у мужчин. Можно даже сказать, что честнее шутить о своих, чем о чужих недостатках, и есть своя идейная правильность в том, что «антиженскую» ленту «Красотки в бегах» поставила женщина, а «антимужскую» картину «Шпион» придумал и снял мужчина.
Поэтому никуда не годится, что Пола Фейга за самокритику прославляют, а Энн Флетчер – топчут как таракана. Феминизм был придуман для того, чтобы уравнять мужчин и женщин в правах – как в жизни и в политике, так и в искусстве. Но, кажется, что-то пошло не так… И порой от этого страдают женщины – такие, как создательницы «Красоток», заслужившие справедливую критику, но не обрушившуюся на них волну презрения.