Фильм "Смертельный номер" с Кэтрин Зетой-Джонс и Гаем Пирсом рассказывает о том, как аферистки-спиритистки пытались обмануть Гарри Гудини.
Умирая, Гарри Гудини сообщил своей жене, что после смерти он явится ей во время спиритического сеанса и произнесет кодовые слова, известные только им двоим, чтобы доказать, что это не шарлатанство. Шарлатанов Гудини ненавидел и пытался, как мог, с ними бороться. Но легенда гласит, что однажды некий аферист заплатил вдове Гудини достаточно, чтобы она подтвердила: кодовые слова были названы, дух ее мужа заговорил. Позже она заявила, что все это неправда, и ее мертвый муж как молчал, так и молчит, но осадочек остался.
Кинематограф – своеобразная версия спиритического стола, стучит, подпрыгивает, бессвязно бормочет. «Смертельный номер» /Death Defying Acts/ (2007) австралийки Джиллиан Армстронг обладает всеми достоинствами хорошего спиритического сеанса: это чистейшее шарлатанство, с красивыми людьми, страшными тайнами и большими деньгами для привлечения публики.
1926 год, Шотландия. Мать-одиночка Мэри Макгарви кормится "психическими" шоу: угадывает мысли собравшихся, помогает им общаться с усопшими и возвращает публике мелкие предметы, украденные незадолго до этого ее дочкой. И очень хочет быть богатой. В город приезжает с представлениями великий Гарри Гудини. Он предлагает $10000 любому, кто сообщит ему последние слова его покойной матушки. Аферистки мама с дочкой решают обаять фокусника и получить деньги. Фокусник, что уж совсем невероятно, попадает под их обаяние.
Из этого могло бы получиться бодрое кино вроде «Престижа» /Prestige, The/ (2006) или «Сенсации» /Scoop/ (2006), на тему магии и ее разоблачения. Но Джиллиан Армстронг – настоящая женщина, а значит, магия интересует ее в последнюю очередь. Любовь для нее гораздо, гораздо важнее: ночь, полная страсти, какие-то неубедительные танцы, устроенные только для Гудини, голый впечатляющий торс героя, приоткрытые губы Кэтрин Зеты-Джонс, призакрытые глаза Кэтрин Зеты-Джонс. (Ядовитый писатель Набоков когда-то говорил про это выражение прелестных, влажных глаз, что ему обычно соответствует "тупое выражение груди, которое простить невозможно".) Изредка Гудини вскрикивает что-то про маму – мамочкой он бредит не хуже героя «Психо» /Psycho/ (1960), даже возит с собой ее свадебное платье, – но тут же видит приоткрытые губы Кэтрин Зеты-Джонс, и все опять идет к ночи, полной страсти. Фильм называется "Death defying acts", то есть "действия, бросающие вызов смерти", и, похоже, Армстронг всерьез имеет в виду выражение "любовь побеждает смерть". Женщины неисправимы.
Но есть две вещи, ради которых нужно смотреть этот фильм, и это уши Сорши Ронан. Пытливый домашний эльф, четырнадцатилетняя серьезная актриса, она с легкостью переигрывает свою неуклюжую партнершу Зету-Джонс и на равных соревнуется с невозможно обаятельным Гаем Пирсом (он играет Гудини). Все трое зачем-то нужны: Гудини делает историю, девочка делает историю живой, ее мама мешается под ногами и постоянно уводит все в идиотическую, ничем не оправданную мелодраму из серии "вы привлекательны, я чертовски привлекателен".
Кодовые слова произнесены не были, дух Гудини не появился, но его никто и не звал. Джиллиан Армстронг, автор «Маленьких женщин» /Little Women/ (1994) и «Шарлотты Грей» /Charlotte Gray/ (2001), любит красоту во всех ее проявлениях. Может быть, поэтому из страшноватой фрейдистской истории Брайана Уорда и Тони Грисони (это, между прочим, сценарист «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» /Fear And Loathing In Las Vegas/ (1998) и «Страны приливов» /Tideland/ (2005)), о мальчике, который очень сильно любил свою маму, не получилось ни "Престижа", ни даже намека на "Психо". Милый женский роман, не более, весь из натяжек и мелкого безобидного мошенничества.
На самом деле Гудини умер не от ударов в живот. Фильм снимали не в Шотландии. Мэри Макгарви никогда не было. Но любовь-то, любовь существует? Ну и все. Это главное.