Красочное и эмоциональное воплощение на экране небольшого отрезка жизни художника Поля Гогена, нашедшего вдохновение среди аборигенов Таити и Полинезии
1891 год. Измученный неустроенностью жизни в европейских столицах, тяжестью семейной жизни и невостребованностью своих работ художник Поль Гоген предпринимает отчаянный шаг – отправляется на другой конец земли, во Французскую Полинезию, чтобы слиться с природой, найти вдохновение и поправить утраченное здоровье. Увы, жизнь на островах оказывается совсем не так проста, и живописец едва не накладывает на себя руки, но вовремя встречает прекрасную девушку по имени Техура, которая становится ему музой, а затем и женой. Дикий нрав Гогена постепенно успокаивается, кажется, мастер нашел жизненное равновесие, он пишет картины десятками, однако судьба подвергает художника новому испытанию: продолжая едва-едва сводить концы с концами, Поль замечает изменения в отношении к нему Техуры. Кажется, муза предала своего любимчика…
По-хорошему, жизнь французского живописца Эжена Анри Поля Гогена вполне заслуживает экранизации в формате большого красочного сериала уровня «Марко Поло» или «Изумрудного города» с большим количеством экзотических локаций, пышными костюмами, грандиозной массовкой и впечатляющими декорациями. Судите сами, художник родился в Париже, но вырос в Перу, жил и творил в Орлеане, Понтуазе, Копенгагене и Понт-Авене, посетил Панаму и Мартинику, без ума влюбился в Таити и остаток жизни провел на Маркизских островах и во Французской Полинезии. И везде оставил след, и везде впитывал вдохновение, отраженное на холсте.
Увы, пока кинематографисты решаются вырвать из увлекательной и драматичной судьбы Гогена только финальный отрезок, наиболее спорный с моральной точки зрения, но и самый плодотворный в его карьере – именно на Таити, например, мастер написал свой самый дорогостоящий на сегодняшний день шедевр, картину «Когда свадьба?», проданную в 2015 году за рекордные 300 миллионов долларов. К слову, сам художник о таких деньгах при жизни не помышлял, ценил каждую монетку и соглашался на самую тяжелую и грязную работу, пытаясь прокормить жену и детей, а также наскрести средства на краски, кисти и холсты. При этом бедность всегда вызывала у Гогена приступы ярости, он считал нищету главным пороком человечества, не позволяющим развиваться творческому началу.
Авторы фильма «Дикарь» не зря обращаются к этому животному проявлению личности знаменитого живописца – Гоген действительно был неустроен в Париже, для полета ему нужны были просторы островов Океании и бескрайние волны, омывающие райские пляжи. Словно загнанный зверь, он чах в тесных комнатах Парижа, а раскрылся вдали от цивилизации, в скромном доме в окружении аборигенов. И, как это часто бывает, стимулом для творчества стала женщина, прекрасная островитянка Техура, ставшая музой Гогена и его же Немезидой.
Лента Эдуарда Делюка начинается с первых сборов героя в дальнее путешествие. Изможденный постоянной нуждой художник решает покинуть Европу и поселиться на островах, где природа сама заботится о своих детях. Да, от голода здесь не умрешь, но и рисованием много не заработаешь – фильм много времени уделяет тому, как живописец постоянно находится на грани между вдохновенным полетом и тяжелым трудом, не дающем вдохнуть. Мы видим минуты настоящего счастья, когда Поль играет с местными детьми, наслаждается прогулками и рисует свою жену снова и снова, но и ужасающие часы-дни-недели тоже присутствуют – Гоген немолод, болен, а со временем его начинает угнетать недоверие к жене. И снова в мастере просыпается природная ярость, как настоящий хищник, следит он за неверной супругой, встречающейся с его учеником.
Создатели фильма избрали для повествования любопытный прием – вместе с героями фильма мы будто прогуливаемся по вернисажу работ Поля Гогена. Вот Ia Orana Maria с ребенком, сидящим на плече, вот «Таитянские женщины на побережье» в странном сочетании местных и заморских одежд, вот испуганная девушка с картины «Дух мертвых не дремлет», вот прощальный взгляд Техуры на «Предках Теаманы» – получилось красиво и крайне трогательно. И в то же время «Дикарь» получился слишком обрывочным – из жизни художника вырваны всего два года, которые к тому же не характеризуют его ни как человека, ни как мастера в полной мере.
Нельзя не отметить груз, который взвалил на себя Венсан Кассель. Портретное сходство двух французов давно бросалось в глаза, а талант актера позволял надеяться на высокий уровень игры, и Кассель не подвел – Гоген в его исполнение объемен и разносторонен, эмоционален и творчески заряжен, трогателен и спесив. Настоящий художник, настоящий парижанин, настоящий дикарь. Благодаря ему кино получает дополнительные очки, а впечатления зрителя пополняются новыми красками – яркими в кино получились не только горы, океан и краски на холсте, сверкают здесь люди – герои и актеры.
С 2 ноября в кино.