Редкому фильму достаются лавры ключевой картины своего жанра, по которой разделяются эпохи «до» и «после», и «Парку Юрского периода» Стивена Спилберга это звание принадлежит по праву
Режиссер Стивен Спилберг
Можно ли назвать «Парк Юрского периода» ключевым в карьере Стивена Спилберга? Это как посмотреть. Безусловно, в карьере этого великого постановщика есть фильмы много сильнее с драматической точки зрения или получившие большее число престижных кинонаград. Однако даже такому сверхуспешному постановщику, как Спилберг, лишь однажды удалось преодолеть со своим фильмом планку в миллиард долларов, и лучшим стал именно первый «Парк», хотя и не без помощи 3D-ре-релиза. «Парк Юрского периода» вышел в один год с другим ключевым фильмом Спилберга – «Списком Шиндлера», а значит, 1993 год можно назвать как минимум самым успешным в профессиональной карьере режиссера.
Автор книги Майкл Крайтон
Двухметровый гигант Майкл Крайтон вполне мог выбрать карьеру спортсмена, но, по собственному признанию, вместо мяча его всегда влекли книги. К 1993 году Крайтон имел определенный успех в кругах поклонников фантастики и приключенческой литературы, да и киношники не обходили его труды стороной: триллеры «Штамм Андромеда» и «Мир Дикого Запада» можно без обиняков назвать в числе лучших картин этого жанра. И все-таки настоящим взрывом интереса к своему творчеству Майкл Крайтон обязан фильму «Парк Юрского периода». Экранизация книги, написанной еще в 1990-м, подстегнула интерес читателей, и роман на целый год взлетел на верхнюю строчку американских бестселлеров. Крайтон был назван самым популярным писателем года, спустя пять лет его состояние превысило отметку в 100 миллионов долларов, а общий тираж книг по всему миру перевалил через планку в 100 миллионов экземпляров. После «Парка» переносу на большой экран подверглись и другие произведения Крайтона: «Смерч», «Сфера», «Тринадцатый воин», но ни одному из них и близко не удалось подойти к успеху аттракциона с динозаврами.
Сценарист Дэвид Кепп
Чтобы из мрачного, наполненного насилием романа Майкла Крайтона сделать пригодный для семейного просмотра фильм, Спилбергу пришлось пригласить сценариста со стороны. Им стал Дэвид Кепп, уже зарекомендовавший себя двумя фантастическими приключенческими работами: «Игрушечные солдатики» и «Смерть ей к лицу». Шлифовка сценария проходила трудно, но эффект получился ошеломляющим – каждый персонаж получил такой объем, который не позволяет отмахнуться или забыть о герое даже после окончания просмотра. «Парк» стал началом долгосрочного сотрудничества Кеппа и Спилберга, впоследствии они работали над «Войной миров» и четвертым фильмом о похождениях Индианы Джонса. Вслед за Робертом Земекисом и Стивеном Спилбергом талант Дэвида Кеппа разглядели и другие постановщики: Брайан Де Пальма нанял сценариста в «Путь Карлито» и «Миссия: Невыполнима», Дэвид Финчер – в «Комнату страха», а Сэм Рейми – в «Человека-паука». С переменным успехом, но не покладая рук работает Кепп и в режиссуре, поклонникам фантастики должен быть знаком его фильм «Отзвуки эха», ну а фанаты Джонни Деппа замерли в ожидании скорого выхода на экраны криминальной комедии «Мордекай», постановщиком которой выступил сценарист «Парка Юрского периода».
Актеры
Новозеландец Сэм Нилл едва не «пролетел» мимо «Парка Юрского периода» – сначала Спилбергу казалось, что в роли доктора Гранта неплохо будет смотреться старый знакомый Харрисон Форд, затем выбор пал на Нилла, но тот был занят на съемках. Не желая откладывать начало работы, режиссер встретился было с Куртом Расселом и Ричардом Дрейфусом, но затем предпочел все-таки дождаться Сэма Нилла, за что мы все ему теперь благодарны. Карьера Нилла могла пойти по совсем иному пути после развилки 1985 года, тогда, после отставки с поста Джеймса Бонда Роджера Мура, создатели бондианы искали актера на главную роль в свою франшизу и едва не закабалили Нилла, однако актера забраковал продюсер Альберт Брокколи, по слухам, за небританское происхождение. Как бы то ни было, лицензию на убийство получил Тимоти Далтон, а Сэм Нилл постепенно перебрался в Голливуд, где снялся во множестве крепких картин, ни одна из которых, впрочем, соперничать по популярности с «Парком Юрского периода» не может.
Родившейся в актерской семье Лоре Дерн на роду было написано прописаться в Голливуде, и действительно, сниматься Лора начала с шести лет. Знакомство с Дэвидом Линчем во многом определило судьбу актрисы, Дерн зарекомендовала себя интеллектуалкой с широким драматическим диапазоном и к 1993 году уже имела в своем послужном списке такие мощные фильмы, как «Синий бархат», «Дикие сердцем» и «Слабая роза». «Парк Юрского периода» открыл Лору Дерн для массового зрителя, следом за Спилбергом в свой фильм «Идеальный мир» ее позвал Клинт Иствуд, затем последовало еще несколько крупных ролей. Увы, на рубеже веков Дерн постиг творческий кризис, из которого выходить пришлось очень тяжело. Помог, как и в начале карьеры, Дэвид Линч, пригласив давно серьезно не игравшую Дерн в свою «Внутреннюю империю». Сейчас актриса переживает вторую молодость, увидеть ее можно в «Мастере» Пола Томаса Андерсона и молодежной драме «Виноваты звезды».
В карьере Джеффа Голдблюма, которая насчитывает уже сотню актерских работ, переломных моментов можно найти достаточно, и к съемкам «Парка Юрского периода» актер подошел если не звездой, то по меньшей мере лицом известным – то, что Голдблюм играл в «Мухе», знал любой школьник, бегавший в соседний видеозал. Однако именно на 90-е выпал особенный интерес к его персоне, и не в последнюю очередь из-за съемок в «Парке» и эммериховском «Дне независимости». Кстати, о независимости… После работы над «Парком Юрского периода» Джефф Голдблюм и сам решил попробовать себя в режиссуре, снял комедийную короткометражку «Маленькие сюрпризы» и даже номинировался с ней на «Оскар», но затем сложил с себя полномочия постановщика и сейчас продолжает радовать зрителей своими новыми появлениями на экранах – взять хотя бы недавний «Отель “Гранд Будапешт”».
За тем, куда выруливает детская актерская карьера в Голливуде, всегда интересно понаблюдать. Заложит ли судьба крутое пике, как в случае с Маколеем Калкиным или Эдвардом Ферлонгом, или детская роль станет трамплином в будущее, как для выпускников Хогвардса? Участие в «Парке Юрского периода» стало колоссальным подспорьем для Джозефа Мацелло, сыгравшего роль Тима, за последующие четыре года он сыграл в десятке фильмов. Но вырваться за пределы острова с динозаврами не смог, не всем дано. Джозеф не пропал окончательно с экранов радаров, Стивен Спилберг своего малыша Тимми позвал в военный мини-сериал «Тихий океан», Финчер задействовал в «Социальной сети», а в «Броске Кобры 2» Мацелло даже стал спецназовцем, но несколько минут побега от велоцирапторов по-прежнему остаются главными в карьере этого актера.
Никто не скрывает, что свою роль Ариана Ричардс получила по большому счету за умение выразительно пугаться и испускать пронзительные истошные крики ужаса. Конечно, это не единственные таланты девушки, исполнившей роль Лекс, однако то, что актерская карьера ее в дальнейшем не слишком задалась, наводит на определенные подозрения. Четыре года спустя Ричардс появилась в сиквеле «Парка», еще через пять лет столкнулась с иными, но снова монстрами в «Дрожи земли 3», и на этом книгу ее рекордов в кино можно считать закрытой. Говорят, что Ариана нашла себя в изобразительном искусстве (одна из картин висит в кабинете Стивена Спилберга) и общественной деятельности, но кому это интересно, когда тираннозавры снова выходят на охоту?
Влияние на массовую культуру «Парка Юрского периода» переоценить невозможно – фильм всколыхнул интерес к археологии, к разработке компьютерных спецэффектов, аттракционы пережили бум «динозавростроения». А сколько отсылок к любимым сценам картины Спилберга сделали режиссеры за последующие двадцать лет – от кухонной погони в «Годзилле» Роланда Эммериха и глаза Ти-Рекса в «Истории игрушек 2» до ряби на воде в стакане в «Шреке» и нападения тираннозавра в «Ночи в музее». Самое важное в картине Спилберга то, что ее выход на экраны в 1993 году перевернул сознание тысяч мальчишек и девчонок, многие из которых пронесли с собой восхищение новым миром через годы и готовы сегодня продолжать путь автора «Парка Юрского периода», снимать захватывающее приключенческое кино, совершенствовать кинематографические приемы, заражать своим энтузиастом современных детей и подростков. Жизнь, даже экранная, свой путь найдет!